Главная » Хобби » Мы создаем общение. Обводный канал Обводный канал история

Мы создаем общение. Обводный канал Обводный канал история

В середине XVIII века в соответствии с замыслом великого градостроителя А.В.Квасова был прорыт канал от Екатерингофки до Лиговского канала (сейчас Лиговский проспект). Проект Обводного канала принадлежит инженеру Л.Л.Карбонье. Со стороны города канал был укреплен валом, как оборонительный объект. Первоначально канал был задуман как городской ров для пограничных и таможенных целей. Заставы, находящиеся при въезде в город, осуществляли паспортный контроль и досмотр товаров. Обводный канал также служил целям санитарной защиты на случай эпидемий.

Второй этап строительства Обводного канала начался по указу Александра I. Согласно новому проекту канал должен был представлять собой транспортную магистраль, соединяющую Неву и взморье, минуя центр города. В 1805 году инженером и генерал-лейтенантом И.К.Герардом начаты прокладка восточного участка Обводного канала, работы по расширению русла и донноуглубительные работы.

Строительству сопутствовали сложные инженерные проекты по засыпке части русла реки Волковки, сооружению каменного моста в месте пересечения с Лиговским каналом, устройство нового русла реки Монастырки. Работы были прерваны Отечественной войной 1812 года и продолжены в 1816-1821 годах под руководством инженеров П.П.Базена и Б.П.Клапейрона. В октябре 1833 года Обводный канал был открыт для судоходства. Он представлял собой сложное для тех времен гидротехническое сооружение, с земляными откосами, укрепленными шпунтом, и булыжной бермой. Через канал были перекинуты деревянные и чугунные мосты, в том числе мост-акведук через Лиговский канал.

Обводный канал стал важной судоходной артерией города, берега канала стали активно застраиваться, по каналу осуществлялась транспортная доставка грузов к быстрорастущим промышленным предприятиям. При прокладке Николаевской и Царскосельской железных дорог через канал были перекинуты путепроводы. Строительство промышленных предприятий повлекло за собой застройку вокруг них рабочих кварталов и социальной инфраструктуры. Для предприятий промышленности канал служил как источником воды, так и коллектором, собиравшим сточные воды фабрик и заводов. Судоходство прекратилось в начале XIX века в связи с увеличением осадки судов.

Панорама Обводного каналаДальнейшее обустройство Обводного канала происходило уже в советское время. В 1930-х годах была проведена реконструкция канала под руководством архитектора К.М.Дмитриева и инженера И.Б.Тарасенко. Была проведена расчистка и углубление канала, берега канала от Ново-Калинкина до Балтийского вокзала и от Шлиссельбургского до Лиговского проспекта были укреплены бетонированной стеной и набережные были вымощены диабазом. В тот же период большинство деревянных мостов были заменены на более современные. Были возведены Шлиссельбургский, Ново-Калинкин и Ново-Петергофский мосты.

В послевоенный период продолжалось укрепление берегов и благоустройство набережных канала. В 1960 году поступило предложение засыпать канал и превратить его в автомагистраль, но предпочтение отдали проекту его дальнейшей реконструкции. Был сооружен подземный коллектор, новые набережные и мосты.

На сегодняшний момент через Обводный канал перекинут 21 мост, 2 моста — железнодорожные. В застройке набережных доминируют краснокирпичные заводы, с высокими дымовыми трубами, водонапорные башни, вокзалы и депо. Со временем Обводный канал перестал быть водной магистралью и превратился магистраль транспортную.

Кроме этого Обводный канал играет важную архитектурно-историческую роль, как характерный, промышленный район города. Многие здания по его берегам являются историческими памятниками, сам канал также имеет историческую ценность как сложное гидротехническое сооружение. Исторический интерес представляют такие здания как — здание бывшей Духовной академии, Измайловские провиантские магазины, комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка, особняк Т.Дылева.

Во второй половине XVIII — начале XIX вв. построены Балтийский вокзал, Варшавский вокзал, церковь св.Мирония лейб-гвардии Егерского полка, церковь Воскресения Христова, корпуса фабрики Российско-Американской резиновой мануфактуры (ныне ПО«Красный треугольник»), Дом просветительных учреждений.

Обводный канал был задуман как дамба, защита города от наводнений, но так как природа наводнений в те времена была еще мало изучена, свое предназначение канал так и не выполнил. Сегодня Обводный канал это часть жизни и настроения Санкт-Петербурга.

Район Обводного канала в старину был окраиной города и пользовался дурной славой гиблого места. Сейчас это почти центр. Дома на набережной канала ремонтируют, красят, сдают в аренду для офисов, недавно открылась новая станция метро. Но позитивной атмосферы району это не добавляет.

Вид на Обводный канал (конец 19 - начала 20 века).
В дневнике пра-пра-дедушки я прочитала зловещую историю.

189* год
Из дневника Николая Вербина

В этот пасмурный день занесла меня нелёгкая на окраину, в район «Новой Канавы»*. Место неприятное и мрачное. Спешно идя вдоль берега, я старался не смотреть на тёмные воды, от одного взгляда на которые становилось беспокойно на душе. Вдруг будто-то какая-то сила заставила меня остановиться и повернуться к воде. Закружилась голова, и я опереся на перила - казавшиеся тонкой преградой между миром живых и миром мёртвых.

В мутной воде я увидел тело молодой женщины в белом одеянии, она лежала, скрестив руки на груди. На бледном лице застыла печать предсмертной боли.

*«Новая Канава» - одно из названий «Обводного Канала» в 19 веке.


Мои фото, сделанные при прогулке по набережной канала
Я подбежал к городовому и сбивчиво рассказал об увиденном.
- Опять кого-то привидения уволокли! – проворчал полицейский, отправляясь за мной.
Когда мы подбежали, никого на воде не было. Течение канала не могло унести тело далеко. Мы прошли вперед, но ничего не нашли.

Вам привиделось, - с облегчением вздохнул городовой.
Видя мое недоумение, он пояснил.
- Место тут гиблое, вот и мерещиться всякая чертовщина. И это хорошо, что вас за собой в воду привидения не потащили. Бывает тут такое частенько. Идет себе человек, и вдруг остановится и через ограду в воду… Сам видел…

Меня поразила уверенность городового. Обычно они посмеиваются над мистическими домыслами.

Привыкли мы уже, - продолжал собеседник, - одного такого самоубийцу мой товарищ спас. Успел за шиворот оттащить. Несчастный не сразу очнулся от чар привидений, потом начал рассказывать будто-то кто-то невидимый его силой в воду скинуть хотел.

Какие легенды хранит это мрачное место? Чьи души не упокоились? – спросил я.

Чьи души бродят, мне неизвестно. Они тут со старых времен, как поговаривают. Когда канал рыли, рабочие такие страсти рассказывали, - городовой перекрестился.

Я серьезно относился к мистицизму и задумался.
- Чтоб место такую темную силу имело, тут много людей должно быть убито, которых не похоронили по обряду.

Городовой со мной согласился.
- Еще говорят, что жил тут в старину чёрный колдун, который открыл ворота в Ад, вот чертовщина и лезет, - высказал он еще одно предположение.

Я перевел взгляд на тёмную воду канала, которая выглядела зловеще. Средь вод реки мне почудилось уродливое лицо, искаженное злобной гримасой. Казалось, что я даже слышал его смех. Глубоко вздохнув, я отвернулся - это стоило немалых усилий. Жуткая физиономия будто гипнотизировала.

Бывало и похуже, - вспомнил городовой, - в канал младенцев кидали, а потом следом кинуться хотели, когда поняли, что натворили…

Собеседник вдруг вздрогнул - будто неловкий прохожий задел его - и настороженно огляделся по сторонам.
- Не надо нам близко у воды стоять, - сказал он, спешным шагом отходя от ограды.
Я послушно последовал совету. На этом мы и простились.

История «Новой Канавы» не давала мне покоя. Я не мог не думать о таинственных призраках, которые манят людей тёмные воды.

История проклятья
Благодаря моему приятелю, увлеченному историей, мне удалось заполучить записи ученого, занятого изучением жизни народа карелов - былых хозяев земель, на которых построен Петербург.
Оказалось, что место «Новой канавы» пользовалось дурной славой еще до времен Петра Великого. Местные жители старались обходить его стороной.

В Средние Века шведский военачальник Торкель вторгся в карельские земли, и будучи добрым христианином разгромил языческое капище, расположенное на месте нынешнего канала…

Читая записи, я сам не заметил, как погрузился в сон.

Мне снились рыцари, огнем и мечом выжигающие ересь «дикарей». Кругом крики, стоны и огонь, испепеляющий все на своем пути…
Вдруг путь рыцарям преградил уродливый человек (похоже, его жуткое лицо померещилось мне в водах реки). Он стоял, подняв вверх руки, и что-то гневно бормотал, глядя на врагов. Можно предположить, что он насылал на их головы самые страшные проклятья. Один из рыцарей прервал речи колдуна, отрубив ему голову ударом меча.

Затем мой сон переменился. Я очутился в шатре военачальника шведских рыцарей. Он беседовал человеком, окутанным в черное, лица которого я не увидел… Удивительно, но я знал, о чем они говорят! Нужно остановить проклятье колдуна, иначе на захватчиков падёт самый страшный мор.

И снова сон переменился. Я увидел пять юных девушек в белых нарядах, их хладнокровно убили ударом кинжала. На мгновение лицо одной из них показалось мне знакомым - да, это ее тело я видел плывущим по водам «Новой канавы»…
Кровью несчастных дев обмазали гранитные плиты, а их тела бросили в яму вместе с телом колдуна.

Подручный маг рыцарей прочитал заклинание и осквернил святое распятье (как добрые христиане осмелились на такое святотатство?).
В этот момент вдруг раздался зловещий хохот, налетел вихрь, опрокинувший ель возле святилища…

Я очнулся. Затем, пролистав записи, я понял, что мне во сне привиделась история проклятья «Новой Канавы». Место, где свершилось столь чудовщное злодеяние, будет проклято навсегда!
Меня поразила жестокая расправа «благородных рыцарей» над юными карелками.

Злодеи хотели обезопасить себя от нечистой силы, но вместо этого выпустили зло на свободу…

Проклятья канала в 20 веке
Прочитав жуткую историю из дневника пра-пра-дедушки, я решила побывать на Обводном канале. Хотелось узнать, вызовет ли это место дискомфорт. Я старалась не думать о прочитанном, чтоб не внушить себе желаемые ощущения.
Подойдя к набережной канала, почувствовала беспокойство и желание уйти. Ужасно разболелась голова.

Когда я переходила через мостик с одного берега канала на другой, налетел сильный порыв ветра (хотя погода была безветренна). Мне послышался чей-то зловещий шёпот на незнакомом языке. Я вздрогнула, надеясь, что это всего лишь ветер просвистел в ушах.

Немного пройдя вдоль набережной, я встала у парапета.
- Не надо так близко у воды стоять, - окликнула меня пожилая женщина.
- Проклятье канала? - вдруг спросила я.
Прохожая, довольная, что я ее поняла, энергично закивала.

Мне мама много ужасов рассказывала, - вздохнула женщина. – И моя старшая сестра в канале погибла… Я всегда прихожу сюда в день ее смерти… Сестру я никогда не видела, она погибла до моего рождения, но в этот день меня сюда тянет… Хотя с этого района я давно переехала, видеть это место не могу!

Собеседница прослезилась.
Я спешно пробормотала слова соболезнования.

Мне мама много страшного рассказывала. Она еще девочкой была и слышала, как давно в 20е годы, когда теплотрассу прокладывали, тут откопали древние гранитные надгробия. Тогда в сверхъестественное не верили и разворотили всё. Но простые люди шептались, что злобный дух выпустили на свободу - жди несчастий.
Несчастья случились скоро, в 23-м году начались самоубийства, больше 80 человек погибло.

Гранитные плиты! Мне вспомнились строки дневника пра-прадедушки. Возможно, под этими плитами были похоронены убитые карелки и колдун.

Только одного сумоубийцу спасли, - продолжала женщина, - человек был уважаемый, лично с Лениным знакомый. Он рассказывал, будто какая-то сила его толкнула, но ему не поверили и упрятали в психушку.

Знатный "помполито" решился на самоубийство? Не верится!

Потом в 33м году снова начались массовые самоубийства, больше 100 человек погибло. И так каждые 10 лет… Я с ужасом жду 2013 года…
Женщина вздохнула.


Тёмные воды канала
- И все равно к воде подходить опасно в любой год, - продолжала она, - одиночные случаи самоубийств, как мама говорила, тут каждый год бывали… И я рада, что уехала из этого района, чтоб мои дети и внуки от этого места подальше были!
- Место жуткое, - поморщилась я.

Сама я тоже чуть не свалилась в воду, - женщина махнула рукой в сторону мостика, на котором мне послышался зловещий шёпот, - девчонкой была, глупой. Лет 13 мне было. Стояла, наклонившись над перилами, хоть родители запретили так делать. И вдруг мне захотелось в воду нырнуть, на самое дно опуститься… даже ниже дна… куда-то поглубже… И какой-то невидимка меня начал за плечи тянуть… Это хорошо что мимо люди проходили, о чем-то громко разговаривали, благодаря им я очнулась.
Собеседница повздыхала об ужасах проклятого места.

Мне вспомнилось, что участок пути на метро между станциями «Звенигородская» и «Волковская» (станция "Обводный канал" находится между ними) всегда вызывал у меня странное беспокойство. На этом пути всегда чувствовался какой-то неприятный холод. Хотелось, чтоб поезд местро побыстрее проехал это место. Тогда мистическую историю я не знала, а станция "Обводный канал" не была открыта.

Говорят, что на Обводном канале всегда ветер, даже если в городе штиль.


Здания заброшенных старых довоенных заводов


В начале 20 века Обводный канал был заводской окраиной

Стихи об Обводном канале

Группа "Тамбурин"
По обводному каналу

Рекомендую послушать песню. Очень понравилась.

Мимо фабрик, вокзалов, в цепочке мостов
Сонно тянется серая змейка,
Змейка мутной воды, уносящей мечты
Далеко, далеко к синим рекам.


Обогнув свой квартал, тихо шел человек,
Столь знакомый мотив напевая.



И мелькание дней непохожих.

Всё бежит, всё бежит, всё куда-то спешит,
Забываясь и снова встречаясь.
На скамейке в саду мирно дремлет старик,
Улыбаясь, о чем-то мечтая, -

По Обводному каналу вечно ветер гуляет,
Дует в спины и лица прохожих,
Звонких рельсов узлы, пыль с машин грузовых
И мелькание дней непохожих.

Николай Заболоцкий
Обводный канал

В моем окне на весь квартал
Обводный царствует канал.

Ломовики, как падишахи,
Коня запутав медью блях,
Идут, закутаны в рубахи,
С нелепой важностью нерях.
Вокруг пивные встали в ряд,
Ломовики в пивных сидят.
И в окна конских морд толпа
Глядит, мотаясь у столба,
И в окна конских морд собор
Глядит, поставленный в упор.
А там за ним, за морд собором,
Течет толпа на полверсты,
Кричат слепцы блестящим хором,
Стальные вытянув персты.
Маклак штаны на воздух мечет,
Ладонью бьет, поет как кречет:
Маклак - владыка всех штанов,
Ему подвластен ход миров,
Ему подвластно толп движенье,
Толпу томит штанов круженье,
И вот она, забывши честь,
Стоит, не в силах глаз отвесть,
Вся прелесть и изнеможенье.

Кричи, маклак, свисти уродом,
Мечи штаны под облака!
Но перед сомкнутым народом
Иная движется река:
Один сапог несет на блюде,
Другой поет хвалу Иуде,
А третий, грозен и румян,
В кастрюлю бьет, как в барабан.
И нету сил держаться боле,
Толпа в плену, толпа в неволе,
Толпа лунатиком идет,
Ладони вытянув вперед.

А вкруг черны заводов замки,
Высок под облаком гудок.
И вот опять идут мустанги
На колоннаде пышных ног.
И воют жалобно телеги,
И плещет взорванная грязь,
И над каналом спят калеки,
К пустым бутылкам прислонясь.


Современное здание торогового центра. Там же вход в метро

Тикки Шельен ("Башня Rowan")
Обводный канал

Слушать песню

Я живу в горбатом полусонном переулке, и в моем горбатом сердце печаль.
Бог есть любовь, а что за любовь без пива, значит, вместе мы отыщем Грааль.
Время растянется и лопнет, время хлопнет по лбу, как резиновый мяч.
Времечком по темечку – и вышибет вон.
Тише, мой горбатый друг, Танечка, не плачь!

Мир вращается, друзья мои,
Все возвращается, друзья мои.
Однажды вечером наступит лето,
И я окликну тебя с того света,
Подари от меня букет фиалок самой голосистой медсестре.
Типа лето на дворе.

Тяжело быть толстым, только толстый может до конца оценить размер.
Мир не любит толстых, и поэтому к толстым применяется множество мер.
Никогда не верь веселым толстякам, каждый толстый изнутри больной.
Это Бог наполняет его грустью, заставляет
Груз грусти таскать с собой.

Мир вращается, друзья мои,
Все возвращается, друзья мои.
Летний вечер настанет однажды,
И мы с тобою умрем от жажды,
И я дам тебе испить из одного со мной бокала
Воды Обводного канала.

А по Обводному каналу течет мое резиновое время,
И черно-красный Треугольник молча салютует ему.
Где-то там, на Турухтанных островах,
где пожилые турухтаны поют на ветвях,
там находится все, что когда-то кануло во тьму.
Твое потерянное детство.
Мой ненайденный Грааль.

Все вращается, друзья мои,
Мир вращается, друзья мои.
Однажды летом наступит вечер,
И мы пойдем с тобой друг другу навстречу,
И отдадим друг другу ключи от наших самых сокровенных городов.
Такое дело, любовь


Вид на проспект через канал.

Станция метро
Современная стильная станция метро "Обводный канал".

Обводный канал в Санкт-Петербурге с самого начала строительства, всегда был местом загадочным и пугающим. На его берегах находятся три сумасшедших дома, три Дома Культуры, духовная академия, несколько пивных и два вокзала, а так же, мрачного вида строения с проходными дворами и темными закоулками. Пройдя этими дворами, напоминающими лабиринты, (где даже в солнечный день царит полумрак) можно оказаться в 1,5-2-х км. от Обводного канала…

Обводный канал в Санкт-Петербурге начали строить в конце 1760-х годов. Крепостных стен в XVIII веке уже не возводили, но отмечать границу городов хоть чем-то все еще было принято. В таможенных и пограничных целях в столице решили вырыть широкий ров…

Плохая земля

По тем временам строительство пошло бойко, и за десять лет ров довели до современного Лиговского проспекта (тогда он тоже был каналом). Там работы застопорились. Рабочие стали гибнуть сотнями и разбегаться.

Чиновники попытались выяснить, в чем дело, но расследование быстро зашло в тупик. Говорили, что рабочих сманивают в леса карелы. Этот народ жил в дельте Невы задолго до прихода русских и шведов, но когда Петр построил Петербург, карелы предпочли держаться подальше.

Во время строительства Обводного рва карелы стали выходить из леса и о чем-то беседовать с русскими. Те после разговоров бросали все и уходили на болота. Одного карела удалось схватить. Но даже после допроса с пристрастием от него добились лишь невнятного бормотания: «Плохая земля, нельзя копать». По этой или другой причине, но строительство забросили.

Бунт

Вернулись к проекту в царствование Александра I. В 1805 году началось грандиозное строительство. Ров расширили и назвали Обводным каналом. Там, где он пересекал важные дороги, построили мосты и развязки. Инженерные решения были для начала XIX века самыми современными.

Канал теперь соединял Неву и Финский залив в обход города. Он был и границей Петербурга, и транспортной артерией, и, по замыслу инженеров, предохранительным клапаном на случай наводнения.

К 1833 году опять вышла заминка. Рабочие наотрез отказывались копать в месте впадения в Обводный канал речки Волковки, твердя в один голос о «нехорошем месте». На престоле уже сидел Николай I, в царствование которого с простонародьем не церемонились. Так что чиновники просто нагнали роту солдат, которая заставила людей работать, а зачинщиков бунта повесили.

Первая кровь

К началу XX века Петербург перешагнул далеко через Обводный канал. По его берегам понастроили заводов и рабочих кварталов. Соответственно, появились склады, кабаки, трущобы. Эти же места облюбовали всякие темные личности. Дня не проходило без грабежа, пьяной драки или убийства.

Но история, произошедшая весной 1913 года, заставила содрогнуться даже петербургские трущобы. В мае грузчики с одной из барж выловили у Боровского моста небольшой сверток. Там находился мужской торс. Завернут он был в сатиновую юбку в горошек. Дно Обводного канала осмотрели водолазы, но безрезультатно. Ничего не дали ни осмотр барж, ни прочесывание притонов, ни опрос дворников…

18 июня мелкий чиновник порта выловил из Морского канала другой сверток – там были конечности и голова мужчины. Они подходили «бесхозному» туловищу. По счастью, лицо хорошо сохранилось, так что полиция сделала сотни снимков и распространила их.

Не прошло и недели, как объявилась Альбина Ягелло, опознавшая в убитом своего мужа Франца. Он был мелким торговцем, промышлял у Обводного канала. Проживала семья на Лиговке. Последний раз Альбина видела мужа, когда тот собирался в чайную…

Вдова, как и положено, рыдала, но полицейских что-то насторожило. Обыск на квартире ничего не дал, однако во время очередного допроса Альбина неожиданно созналась, что убила супруга вместе со своей подругой карелкой Ириной Кузьминой. Франц, по словам убийц, ежедневно избивал жену, что и стало причиной мести.

Женщины опоили мужика, задушили, тело разрубили и в два приема сбросили в канал. Альбина утверждала, что на преступление ее как будто все время кто-то подталкивал. Полицейские решили, что Альбина пыталась сказаться невменяемой…

Загадочная эпидемия

В начале 1923 года вдоль Обводного канала строили теплотрассу. Углубившись в грунт, рабочие наткнулись на странные гранитные плиты. Они были испещрены непонятными рунами, а под ними лежали человеческие кости. К месту находки прибыл археолог Гвоздницкий. Он тут же заявил, что это ценнейший памятник, не имеющий аналогов в мире. X век – не позже.

Однако хозяйственники не разделяли восторгов историка. Никто не стал останавливать работы, а протесты Гвоздницкого назвали попыткой саботажа. Ломовые извозчики вывезли плиты на Лиговку, где распилили их на поребрики. Кости отправились на свалку.

Однако весной 1923 года на Обводном началась настоящая эпидемия самоубийств. Люди, решившие свести счеты с жизнью, как будто не могли найти другого места в огромном городе, кроме отрезка канала от Борового моста до устья Волковки. Милиция даже вынуждена была выставить по берегам канала патрули. Один из постовых, кстати, тоже пропал. Пик непонятного явления пришелся на осень, а всего таким образом в течение года утопились 89 человек.

Глубина Обводного тогда еще достигала 3-5 метров, но кое-где канал начал мелеть. На такую мель и угодил один самоубийца. Это был видный большевик Мясопатамский, член РСДРП с 1903 года, лично знакомый с Лениным. Он среди бела дня сиганул с моста и сидел на мелководье, пока его не вытащили.

Естественно, Мясопатамского отправили к психиатрам – кремням-партийцам в здравом уме сводить счеты с жизнью
было не к лицу. Большевик рассказал доктору Ефимсону, что угодил в воду не сам, а был как будто утянут за перила моста, когда остановился покурить.

Эпидемия прекратилась, как по волшебству, в 1924 году. Но в 1933-м советские граждане вновь принялись топиться на том же самом участке Обводного. Несмотря на круглосуточное дежурство сотрудников 28-го отдела милиции, зарегистрированных утопленников набралось 107. Самоубийства вновь прекратились, когда закончился календарный год.

Неизвестно, что там еще рассказал Мясопатамский Ефимсону, но последний потерял покой и сон. Он буквально осаждал Смольный и гонялся за выжившими «прыгунами в воду». Городские власти, однако, посчитали психиатра шизофреником и отправили с глаз долой в одну из черноморских здравниц.

В 1943 году во время блокады Ленинграда милиции было не до случаев самоубийства, но через десять лет история повторилась. Ефимсон по-прежнему старался переговорить с каждым, кого удалось выловить в Обводном живым, но власти больше не беспокоил. Каждые десять лет все к тому же участку канала стекались самоубийцы.

Последний всплеск странной эпидемии психиатр-энтузиаст наблюдал в 1973-м, а годом позже он скончался. Рекордным стал 1993 год – 303 попытки самоубийства оказались успешными. Соответствующая статистика за 2003-й пока засекречена.

Проклятие шамана

Однако кое-что Ефимсон раскопать успел. Он смог в свое время разыскать Гвоздницкого и расспросить его о странных плитах, найденных в 1923-м. Археолог признался, что изначально ошибся в датировке, и находка относилась к XIV веку. У него оставались зарисовки странных рун и схема расположения плит. Вот только перевести надписи не представлялось возможным – это была дикая смесь древнееврейского и латыни.

Одна из средневековых шведских хроник гласит, что в 1300 году у слияния Невы и Охты скандинавами была основана крепость Ландскрона. В 1303 году маршал Торкель начал войну с карелами, не желающими принимать христианство. В устье Волковки шведы обнаружили языческое капище, где местные шаманы совершали человеческие жертвоприношения.

Рыцари принялись крушить языческие святыни, и в разгар погрома из леса появился карельский шаман. Он проклял и захватчиков, и само капище, и все окрестные земли. Солдаты убили его и бросили тело в глубокую яму. С тех пор гарнизон Ландскроны не знал покоя: болезни, странные смерти и таинственные исчезновения людей преследовали шведов.

Через десять лет Торкель приказал найти местного колдуна, который сможет снять заклятие. Язычник велел привезти к месту разрушенного капища гранитные плиты, вырезал на них непонятные знаки и потребовал человеческих жертв.

Христианские завоеватели испытывали такой ужас от давнего заклятия, что согласились. Колдун самолично умертвил пятерых пойманных карелок, их трупы бросил в яму, где покоились останки шамана, а сверху в особом порядке расположили гранитные плиты.


Шведов строго предупредили, что нарушать могилу нельзя – иначе дух шамана вырвется наружу и каждый третий год каждого десятилетия будет собирать кровавую жатву.

У карельских колдунов считается самым страшным умереть, не передав свои знания преемнику. Именно так и произошло с убитым шаманом, наложившим заклятие. Оно оказалось таким сильным, говорил шведам колдун, что его нельзя снять, а можно только «запечатать».

Но, к сожалению, в 1923-м году строители теплотрассы не знали ни об истории Ландскроны, ни о тайне древнего заклятия.

Обводный канал в Санкт-Петербурге изначально задумывался как судоходный. Другой, не менее важной целью его строительства являлся отвод избыточных вод из Невы в качестве защиты от наводнений. Если вторая задача была невыполнима в силу природных причин, то первая поначалу была достигнута: баржи и другие суда сновали по каналу, а его зеленые берега были излюбленным местом для прогулок и семейных пикников рабочих и других бедных слоев общества.

Погубила весь замысел промышленная застройка: многочисленные заводы вдоль одного из берегов канала спускали в его воды отходы производства, в результате канал обмелел, а вода стала издавать характерный «помоечный запах». В этом районе стали селится не только рабочие, но и маргинальные элементы, а окрестности канала приобрели дурную славу. Сегодня проводятся регулярные работы по очистке Обводного канала и благоустройству набережных, но судоходным ему не бывать еще долго.

Немалую толику к нехорошей славе Обводного канала добавили и таинственные истории и события, связанные с этим местом. Началось все еще при строительстве канала в 1803 году, когда солдаты и наемные работники наотрез отказались продолжать работы, заявив, что место здесь нехорошее, и «добра не выйдет». Только телесные наказания и угроза каторги смогли заставить людей продолжать строительство. Первые «страсти» начались лет через сто, в 1913 году, когда из канала выловили расчлененное тело мужа, убитого собственной женой. С этого момента на участке между Боровским мостом и устьем Волковки стали происходить необъяснимые события, а именно регулярные самоубийства, число которых росло с каждым годом. Самоубийцы сигали в зловонные воды с мостов и набережных, при этом чудом спасенные заявляли, что их толкала в воду неведомая сила, а некоторые повиновались странному голосу, звучавшему в голове.

Кабы не советская власть, возможно, церковь смогла бы чем-то помочь, но… В 1923 году началось строительство междугородного автовокзала на берегу Обводного канала и рабочие натолкнулись на древние каменные плиты, уложенные в круг и покрытые диковинными письменами. Старорежимного археолога, вызванного на место находки и просившего остановить строительство на месте капища, никто не стал слушать. Плиты вывезли и понаделали из них поребриков для Лиговского проспекта. Автовокзал успешно достроили, а самоубийства продолжились. В том же году утопилось 89 человек, один, правда, неудачно (то есть, наоборот, счастливо отделался). Спасти удалось ярого коммуниста и ленинца, приземлившегося на мелководье. В психиатрической больнице его лечением занялся профессор Ефимсон, который впал после этого случая в долгое раздумье.

Самоубийства продолжались с периодичностью в десять лет, то есть пик их приходился на 1933, 1943, 1953 годы и так до наших дней. На мостах даже стояли милицейские пикеты, останавливавшие незадачливых самоубийц от последнего шага. Многие из спасенных попадали к Ефимсону, который всерьез увлекся этой загадкой. Незадолго до Великой Отечественной Войны профессору Ефимсону и археологу, осматривавшему капище, довелось встретиться и обсудить все детали. Результатом стал поход профессора с докладом к самому товарищу Жданову. Профессора вежливо выслушали и отправили подлечить нервишки на Черное море.

Говорят, что профессор вел записи и в своих мемуарах раскрыл собственное видение этих необычных событий. Согласно легендам, именно на берегах нынешнего Обводного канала до XIV века находились поселения карелов. Шведский маршал Торкель основал здесь крепость Ландскрону, предварительно уничтожив местных жителей. А само капище предстало глазам маршала и его солдат в момент совершения на нем дьявольского шабаша со всей прилагающейся атрибутикой. Христиане не смогли этого вынести и предали язычников вместе с их колдунами огню и мечу. Порешили всех, а после испугались мести языческих богов. Нашелся некто, кто посоветовал избавиться от страхов, проведя собственное жертвоприношение. Все последующие беды, преследующие обитателей этих мест, в том числе и современных петербуржцев, - результат необдуманных действий предков нынешних шведов.

Возможно, способ избавления от проклятия кроется в зарисовках археолога, который успел запечатлеть надписи на древних камнях, но только где их теперь искать?

Обводный канал

Обводный канал

От р. Нева в районе Александро-Невской лавры до р. Екатерингофка. Длина 8,08 км, ширина 21,3 м (в восточной части до 42,6 м), глубина до 3 м, средний расход воды 15 м3/с (в истоке). Пересекает проспект Обуховской Обороны, Днепропетровскую улицу, Лиговский проспект, Боровую улицу, Московский проспект, проспект Газа, Октябрьскую ж. д. Московского и Витебского направлений. В О. к. впадают pp. Монастырка (справа) и Волковка (слева). В 1769-80 по проекту инженера Л. Л. Карбонье канал с оборонительным валом прорыт от р. Екатерингофка до Лиговского канала (ныне Лиговский проспект). В 1805 инженером И. К. Герардом начаты прокладка восточного участка О. к., углубление и расширение старого русла. Работы продолжены в 1816-33 под руководством инженеров П. П. Базена и Б. П. Э. Клапейрона. О. к. стал южной границей города. В навигацию 1835 открылось судоходство по всей трассе (прекратилось в начале ХХ в. в связи с увеличением осадки судов). Во второй половине ХIХ в. О. к. фактически стал открытым коллектором, собиравшим сточные воды окрестных промышленных предприятий. На О. к. имеются 17 городских и 2 железнодорожных моста. В застройке набережных О. к. доминируют промышленные предприятия, вокзалы и депо. Архитектурные памятники классицизма: здание бывшей Духовной академии (дом 7, 1817-19, архитектор Л. Руска), Измайловские провиантские магазины (дома 169-173, 1819-21, архитектор В. П. Стасов). В 1840 х гг. возведён комплекс казарм лейб-гвардии Казачьего полка (дома 23-39, архитекторы А. П. Гемилиан, И. Д. Черник), особняк Т. Дылева (дом 155, архитектор И. А. Монигетти). Во второй половине XIX - начале XX вв. построены Балтийский вокзал, Варшавский вокзал, корпуса фабрики Российско-Американской резиновой мануфактуры (ныне ПО «Красный треугольник»), Воскресенская церковь (дом 116, 1904-08, архитекторы А. Л. Гун, Г. Д. Гримм), Дом просветительных учреждений (дом 181, 1912, архитектор Н. В. Дмитриев; ныне ДК имени А. Д. Цюрупы) и др. В 1878 на Новой бумагопрядильной фабрике (дом 60, ныне прядильно-ткацкая фабрика имени П. Анисимова) произошла забастовка, в которой участвовал П. А. Моисеенко (Анисимов). В доме 221 в 1890-91 на квартире рабочего Ф. А. Афанасьева собирался рабочий марксистский кружок под руководством Л. Б. Красина. В доме 124 в квартире В. И. Прошина осенью 1895 на собрании рабочего кружка выступал В. И. Ленин (мемориальная доска). В мае 1896 рабочие Российской бумагопрядильной мануфактуры первыми начали общегородскую стачку текстильщиков (дом 225; мемориальная доска). На набережной О. к. у дома 163 в 1904 был убит эсером Е. С. Созоновым министр внутренних дел В. К. Плеве. В 1930 х гг. начались расчистка и углубление О. к. (архитектор К. М. Дмитриев, инженер И. Б. Тарасенко), сооружена бетонная набережная между Балтийским вокзалом и проспектом Газа. В 60 х гг. было в основном завершено строительство набережных, реконструирован ряд мостов. На набережных О. к. находятся: автовокзал № 2 (дом 36), 1 я ТЭЦ (дом 76), завод подъёмно-транспортного оборудования имени С. М. Кирова (дом 118), прядильно-ниточный комбинат «Советская звезда» (дом 158), коксогазовый завод (дома 72-74), завод холодильников (дом 88), экспериментально-мебельная фабрика «Интурист» (дом 193) и другие промышленные предприятия; проектные институты «Ленгипрогаз» (дом 94/1), «Ленаэропроект» (дом 122), ДК имени Карла Маркса (дом 114), Клуб имени 10 летия Октября (дом 62).

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .

Обводный канал

Обводный канал проложен между Невой и Екатерингофкой.

В документах Комиссии для устройства городов Санктпетербурга и Москвы от 13 мая 1766 года «О устроении предместий в Санктпетербурге» планировалось «присовокупляющиеся к городу предместия к ограничению от выгонов, вокруг обвести каналом шириною в 4 и 5 сажень». Этот канал сразу же получил название Городской канал. Были еще наименования Городовой канал, канал, ограничивающий город, а также Новый канал. 23 декабря 1804 года последовало новое высочайшее повеление «Об устроении обводного около Санкт-Петербурга канала». То есть канал должен был «обводить» город с юга, служить его границей. Описание предназначения канала впоследствии превратилось в название.

Интересно, что на плане 1820 года канал обозначен как Городской ров – это единственный «ров» за все время существования Петербурга. В первой половине XIX столетия существовали варианты названия: Загородный, Обводный Городской, Новообводный.

Через Обводный канал переброшены 26 мостов, в том числе шесть железнодорожных. Названия не имеет только один, построенный в 2007 году в створе Митрофаньевского шоссе.

Шлиссельбургский мост находится на проспекте Обуховской Обороны. Первоначально, с 1828 года, он был Заводским мостом, поскольку поблизости, на левом берегу канала, располагался Императорский стеклянный завод (см. Стеклянная улица ). С 1836 по 1846 год употреблялось название Шлиссельбургский мост, по Шлиссельбургскому тракту, как именовался нынешний проспект Обуховской Обороны. В 1849 году появилось третье название – Ново-Архангельский мост, просуществовавшее до 1868 года. Оно варьировалось: Архангельский, Архангелогородский; последний вариант употреблялся с 1860 по 1929 год. Происходило же оно оттого, что иногда Шлиссельбургский тракт называли Архангелогородским. В 1930-е годы стихийно возвратилось название Шлиссельбургский мост.

Атаманский мост соединяет Глухоозерское шоссе и Кременчугскую улицу. Наименование известно с 1939 года и дано по Атаманской улице, в створе западного участка которой мост находился до 1975 года. Любопытно, что сама Атаманская в это время называлась улицей Красного Электрика.

1-й Американский мост расположен по главному ходу Московской линии Октябрьской железной дороги. На плане 1857 года мост показан как Николаевский, по тогдашнему наименованию железной дороги. Однако с 1860 года за мостом закрепилось название Американский, в котором отразилась история его строительства. Мост был построен по новейшей по тем временам системе американского изобретателя Уильяма Гау, усовершенствованной выдающимся русским инженером Дмитрием Журавским. (Впоследствии он прославился проектом сооружения металлического шпиля Петропавловского собора.) На строительстве дороги Журавский работал помощником другого выдающегося специалиста – американца Джорджа Уистлера (1800–1849), который и руководил строительством моста (как и всех мостов на дороге).

2-й Американский мост был построен в 1906 году при расширении вагонного хозяйства станции Санкт-Петербург Главный. Он вплотную примыкает к 1-му Американскому мосту, по которому и получил свое название. В 1911–1916 годах через Обводный канал в этом месте были перекинуты еще три железнодорожных моста, получивших литерное обозначение (Б, Е и А). Среди горожан весь комплекс мостов через Обводный канал по Московской железнодорожной линии известен под общим названием Американские мосты.

Предтеченский мост находится в створе Тамбовской улицы и улицы Черняховского. Название дано в 1909 году и происходит от предыдущего имени улицы Черняховского, которое, в свою очередь, велось от придела Иоанна Предтечи в стоящей рядом Крестовоздвиженской церкви.

Ново-Каменный мост расположен на Лиговском проспекте. Он построен в 1828 году и название получил по использованному при строительстве материалу. Ново-Каменным он стал потому, что уже существовал Каменный мост – через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова) в створе Гороховой улицы. Параллельно были варианты: Каменно-Обводный, Ново-Обводный, Каменный Обводный, Ямской и Ямской водопроводный. Два последних имени происходили от названия Ямской слободы, располагавшейся по обе стороны моста. Водопроводный – потому что под мостом были проложены трубы, по которым над Обводным каналом пропускали воды Лиговского канала, протекавшего на месте современного Лиговского проспекта. С 1836 по 1875 год употреблялось и название Лиговский мост.

Боровой мост находится на одноименной улице. С 1868 года он назывался Новым, а 24 июня 1881 года стал Андреевским. В сообщении газеты «Промышленные новости» о присвоении этому мосту имени говорилось, что «это название, по имеющимся сведениям, было присвоено мосту вследствие близкого участия, которое принимал в постройке моста управляющий товариществом Ново-Бумагопрядильни Андрей Андреевич Говард». Но, по-видимому, название не привилось, поскольку с 1891 года в обиход вошло современное наименование – Боровой мост.

Ипподромный мост у Подъездного переулка своим названием напоминает об ипподроме, существовавшем в начале ХХ века на месте Семеновского плаца (см. Пионерская площадь ). Построен он был в 1944 году, вскоре после полного снятия блокады Ленинграда. 13 января 1944-го на карту города вернулись несколько исторических наименований. Этим, по-видимому, можно объяснить и историческую привязку названия нового моста через Обводный канал.

Царскосельский железнодорожный мост расположен на Витебской линии Октябрьской железной дороги. Название его известно с 1857 года и дано по тогдашнему наименованию дороги – Царскосельская.

Рузовский и Можайский мосты наименованы 12 февраля 1905 года по улицам, в створе которых находятся, – соответственно Рузовской и Можайской.

Название Газового моста между Серпуховской и Бронницкой улицами известно с 1868 года. Оно связано с расположенным возле моста Главным газовым заводом (набережная Обводного канала, 74). Строения завода возводились с 1858 по 1884 год по проекту Роберта Бернгарда и Отто фон Гиппиуса, это один из самых интересных памятников промышленной архитектуры. Сам мост неоднократно менял местоположение: на разных картах от показан в створе то Верейской улицы, то в Бронницкой, то между ними.

Масляный мост построен в 1984 году у Масляного переулка.

Ново-Московский мост расположен на Московском проспекте. Название известно с 1835 года в форме «Московский мост». Оно связано с тем, что мост находился на въезде в Петербург со стороны Москвы; в то время от него начиналось Московское шоссе. Употреблялись варианты Старомосковский и Старый Московский мост, поскольку Новомосковским именовался мост через засыпанный позже Лиговский канал у Московских ворот. Но с 1860 года название Ново-Московский мост закрепилось за переправой через Обводный.

Название Варшавского моста в створе Измайловского проспекта дано по Варшавскому вокзалу, который до 2001 года находился напротив моста, в доме № 118 по набережной. Сейчас здесь располагается торгово-развлекательный комплекс «Варшавский экспресс» (см. Варшавская площадь ).

Имя Балтийского моста дано в 1957 году по Балтийскому вокзалу, напротив которого он построен (см. площадь Балтийского Вокзала ).

Ново-Петергофский мост расположен в створе Лермонтовского проспекта. Первоначально, в 1860 году, он был назван Штиглицким по имени придворного банкира, владельца многих фабрик и известного благотворителя Александра Людвиговича Штиглица. На деньги Штиглица строились Балтийская железнодорожная линия в сторону Петергофа и здание Балтийского вокзала. Мост, который был необходим для проезда с Ново-Петергофского (ныне Лермонтовского) проспекта к вокзалу, также возводился на средства Штиглица, оттого ему и было присвоено это имя. Тем не менее в 1870-е годы у моста появляется название Ново-Петергофский – по проспекту, в створе которого он был построен. Это название в конечном счете и вытеснило предыдущее и настолько прочно закрепилось за мостом, что даже указ от 24 сентября 1917 года о переименовании его в Лермонтовский – по Лермонтовскому проспекту – остался невыполненным. Вплоть до 1963 года время от времени в документах встречалось имя Лермонтовский мост, однако название Ново-Петергофский горожанам почему-то нравилось больше, и до нынешнего времени мост именуется исключительно Ново-Петергофским.

Краснооктябрьский мост находится в створе улицы Розенштейна. Первоначальное его название – Лейхтенбергский. Так он именовался с 1914 года по прежнему названию улицы Розенштейна, которая, в свою очередь, была названа по гальванопластическому заведению герцога Максимилиана Лейхтенбергского. В 1925 году мост был разобран, и более четверти века в этом месте не было никакой переправы. После постройки в 1958 году нового моста ему присвоили название Краснооктябрьский в связи с отмечавшимся в 1957 году 50-летием Октябрьской революции.

Таракановский мост в створе улицы Циолковского именуется так с 1930-х годов по старому названию улицы. До 1952 года она была Таракановской.

Борисов мост расположен между улицей Циолковского и Старо-Петергофским проспектом. Его название возникло в начале ХХ века по фамилии владельца дома № 161 (теперь № 203) по набережной – купца Борисова.

Ново-Калинкин мост находится на Старо-Петергофском проспекте. Первоначально, с 1828 года, он именовался Нарвским мостом, поскольку был построен в Нарвской части города. В 1849 году возникло название Новый Калинкинский или Новый Калинковский мост, по двум другим Калинкиным мостам: Большому Калинкину (ныне Старо-Калинкин) через Фонтанку и Мало-Калинкину через Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). Современное наименование появилось в 1857 году.

Мост Степана Разина соединяет Лифляндскую улицу и улицу Степана Разина. Первоначальное его название – Эстляндский – по прежнему названию улицы Степана Разина известно с 1914 года. 6 октября 1923 года одновременно с улицей он был переименован в мост Стеньки Разина в честь предводителя Крестьянской войны в России в 1670–1671 годах С. Т. Разина. Стенька – форма имени Степан, традиционно принятая у казаков. Изменение имени предводителя Крестьянской войны произошло 22 февраля 1939 года – одновременно в названии улицы и моста. В источнике указано, что таким образом удовлетворено «ходатайство трудящихся Ленинграда об изменении уменьшительного имени Стенька на имя Степан».

Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов. - С.-Пб.: АСТ, Астрель-СПб, ВКТ . Владимирович А.Г., Ерофеев А.Д. 2009 .

ОБВОДНЫЙ канал

Обводный канал сооружался около семидесяти лет. В 1766 году от Литовского канала до реки Екатерингофки была прорыта осушительная канава, ограничившая с юга территорию Измайловского полка. Впоследствии на месте этой канавы прошла западная часть Обводного канала. Сооружение Обводного канала относится к 1803-1835 годам. Работы велись под руководством военных инженеров - сперва И. К. Герар-да, потом П. П. Базена. канал предназначался для отвода невской воды в случае наводнения, а также для транспортировки грузов к промышленным предприятиям, расположенным вдоль канала. Соединяя Неву и реку Екатерингофку, канал имеет длину более 8 километров. Через Обводный канал перекинуто 18 мостов, не считая железнодорожных путепроводов. Название Обводный напоминает о том, что канал прорыт там, где проходила тогда граница города. Своей водной полосой канал огибал, обводил город с юга.

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. - Л.: Лениздат . Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 1967 .


Смотреть что такое "Обводный канал" в других словарях:

    Обводный канал - Обводный канал. Обводный канал. Санкт Петербург. Обводный канал, от р. Нева в районе Александро Невской лавры до р. Екатерингофка. Длина 8,08 км, ширина 21,3 м (в восточной части до 42,6 м), глубина до 3 м, средний расход воды 15 м3/с (в истоке) … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    ОБВОДНЫЙ канал - Обводный канал сооружался около семидесяти лет. В 1766 году от Лиговского канала до реки Екатерингофки была прорыта осушительная канава, ограничившая с юга территорию Измайловского полка. Впоследствии на месте этой канавы прошла западная часть … Почему так названы?

    Обводный канал объекты инфраструктуры в различных регионах: Архангельск Проспект Обводный канал проспект в Архангельске. Кронштадт Обводный канал канал вокруг Кронштадтского адмиралтейства; Москва Водоотводный канал канал вдоль… … Википедия

    Обводный канал - Обв одный кан ал (в Петербурге) … Русский орфографический словарь



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта