Главная » Планиметрия » Какой режим amd crossfire лучше. Что такое AMD CrossFire, режимы, включение, отключение и настройка. Советы по поиску и устранению неисправностей в AMD CrossFire™

Какой режим amd crossfire лучше. Что такое AMD CrossFire, режимы, включение, отключение и настройка. Советы по поиску и устранению неисправностей в AMD CrossFire™

CrossFire – Multi-GPU технология компании ATI (в настоящее время – подразделение AMD), позволяющая объединять несколько Radeon для работы над построением одного 3D-изображения.

Изначальная реализация этой технологии (для чипсетов серий X800 и X1800) подразумевала использование так называемой «мастер-карты» и внешнего Y-образного кабеля со специальным чипом, объединяющим передаваемые двумя картами фрагменты изображения в единую картинку. Однако развития такой вариант объединения не получил, и в дальнейшем ATI, как и nVidia в своей технологии , стала использовать для обмена информацией между объединёнными в массив картами внешние мостики.

Необходимым условием для объединения в массив двух или более карт (в настоящее время - до четырёх GPU, т.е. можно объединить четыре однопроцессорных карты или две двухпроцессорных) является принадлежность видеокарт к одному поколению, например, можно объединить 4870X2 с 4870 или 4830 с 4870, но объединить, допустим, Radeon X1950 с HD3850 не получится никак.

Современный вариант технологии CrossFire официально называется CrossFireX, иногда CrossFire для удобства сокращается до "СF"(не путайте с CompactFlash).

Объединение дискретной (отдельной) со встроенной в чипсет называется Hybrid CrossFire и сопровождается рядом дополнительных ограничений, этой технологии посвящена .

При объединении карт в массив каждый работает со своей копией набора текстур и геометрических данных, поэтому фактический объём видеопамяти равен наименьшему из объёмов видеопамяти, доступных каждому из работающих совместно видеопроцессоров, т.е., допустим, при объединении двух карт с объёмами видеопамяти в 512Мб и 256 Мб мы получим эффективный объём видеопамяти в 256Мб.

Эта же особенность относится и к видеокартам, построенным на базе двух видеопроцессоров (опознаются по суффикcу «X2» в названии), при заявленном общем суммарном объёме видеопамяти фактически такая карта является эквивалентом карты с вдвое меньшим объёмом видеопамяти и соответствующим образом опознаётся в 3D-приложениях.

В отличии от технологии nVidia SLI, CrossFire не предъявляет жёстких требований к производителю чипсета , поэтому для объединения нескольких видеокарт ATI Radeon теоретически годится на чипсете любого производителя (даже nVidia) с подходящим набором слотов, однако на практике такую конфигурацию оптимально собирать на специально для этого предназначенных чипсетах Intel или AMD (в зависимости от использованного процессора), однако при этом необходимо обращать внимание на следующие факторы:

  • Результирующая производительность массива видеокарт максимальна, когда каждая из видеокарт, входящих в него, подключается к чипсету максимально возможным для неё числом линий PCI-E, т.е. использует полноценный слот PCI-E 16x. Наличие двух таких слотов характерно для материнских платах на «топовых» чипсетах – Intel X38/X48/X58, AMD 790FX и т.п.
    Поэтому если собирается СF-система на основе «топовых» видеокарт вроде Radeon HD4890, то использование подобных материнских плат желательно (для достижения максимальной производительности), а если используется объединение двух двухчиповых карт вроде 4870X2, то - обязательно.
  • При использовании «популярных» чипсетов вроде Intel P35/P45, не обладающих достаточным количеством линий PCI-E, фатальное падение быстродействия происходит только при установке одной из видеокарт в слот PCI-E 16x с одной линией, при установке в слот с четырьмя или восемью линиями быстродействие по сравнению с «полноценным» вариантом падает не столь значительно.
  • Варианты CrossFire с тремя–четырьмя видеопроцессорами показывают реальное преимущество над такими же конфигурациями с двумя видеопроцессорами только в «сверхтяжелых» режимах (большое, 1680X1050 и выше, разрешение с включенным FSAA), и далеко не во всех играх.
Производительность различных вариантов актуальных CrossFire систем можно оценить по , либо по результатам наших стандартных тестов видеокарт, СF конфигурации на соответствующих картах там помечены префиксом "2X".

Режимы работы CrossFire.

Особенностью режимов работы CrossFire является то, что для CrossFire доступно всего 3 режима рендеринга: Scissor, SuperTiling, AFR . В отличие от SLI-систем свободный выбор режимов недоступен и нужный режим выбирается драйвером автоматически .

Режим рендеринга Scisso r . Это достаточно известный метод обработки изображения суть которого заключается в разделении кадра на две части , каждую из которых обрабатывает отдельная видеокарта . В теории кадр может делиться пропорционально мощности видеочипов установленных в ПК видеокарт. Для одинаковых карточек кадр делится в соотношении 50:50, но если одна из них более мощная, то выбирается соотношение 30:70 или 40:60. Однако, как может показаться на первый взгляд, не для всех игровых приложений такой режим будет предпочтителен. К примеру, в 3D-шутерах нижняя часть кадра мало меняется на протяжении игры, чего не скажешь о верхней. Для этого предусмотрено увеличение обрабатываемой в кадре зоны для карточки, простаивающей в данный момент времени (для расчета геометрии сцены также потребуются дополнительные ресурсы).

Рис. 1.. Режим рендеринга Scissor. 3Рис. 3

Режим рендеринга SuperTilin g . Является стандартным режимом CrossFire. Он делит изображение на множество квадратиков , визуально напоминающих поверхность шахматной доски. Часть таких квадратиков обрабатывает одна видеокарта, часть - другая. Это позволяет грамотно распределить нагрузку между видеокартами в пиксельных приложениях . Однако обе карточки должны просчитывать всю геометрию сцены (данный режим не поддерживают игры на основе API OpenGL).

Рис. 2.. Режим рендеринга SuperTiling.

Режим рендеринга Alternate Frame Rendering (AFR). Это один из самых быстрых режимов работы CrossFire. Его суть заключается в том, что одна карточка рассчитывает четные кадры , вторая - нечетные . Таким образом, между обеими ускорителями на графические процессоры (данный метод - не новинка, режим AFR был задействован и на старых двухчиповых картах ATI). Единственный недостаток режима - он не будет работать в компьютерных играх, использующих функции render-to-texture . Производительность CrossFire в режиме AFR будет зависеть от особенностей обрабатываемой сцены (обрабатываемый и отображаемый в данное время - это разные кадры). Режим AFR будет эффективен для отображения качественной картинки в приложениях, не требующих плавной смены кадров для комфортной работы с ними (в шутерах и симуляторах AFR будет менее эффективен, чем, скажем, в стратегиях).

Рис. 3.. Режим рендеринга Alternate Frame Rendering (AFR)

Есть еще режим Super AА который позволяет существенно улучшить качество изображения в ущерб скорости (дополнительным FPS). Суть работы режима SuperAA заключается в том, что обе карточки генерируют одну сцену с разными шаблонами FSAA. Затем чип CrossFire объединяет их в единое целое . Это позволяет добиться лучшего сглаживания «зернистости», известной под именем aliasing .

«Жизнь торговли и смерть торговцам» - так говорил о ней Бернард Шоу. А говорил он о конкуренции, без которой невозможна рыночная экономика.

В недавнем обзоре мы рассмотрели технологию NVIDIA SLI . Как было отмечено в начале той статьи, мы рассмотрели первую на рынке современной графики технологию параллельной работы несколькими видеокартами одой игровой сцены. А раз есть первая, значит, будет и вторая, так как конкурирующие фирмы не могу позволить NVIDIA монополизировать рынок в данной сфере. Как и следовало ожидать, свой противовес SLI выдвинул основной конкурент – канадская компания ATI в виде собственной технологии CrossFire (теперь уже компания принадлежит AMD , однако брэнд CrossFire сохранен в виде ATI CrossFire X).

История развития и ключевые особенности

Технология была анонсирована на международной выставке Computex 2005 в Тайване.

Из истории в современность

Для построения компьютера на основе CrossFire необходимо иметь:

  • материнскую плату с двумя и более разъёмами PCI Express x16 с чипсетом AMD или Intel определённых моделей;
  • мощный блок питания;
  • видеокарты с поддержкой CrossFire.

CrossFire-систему можно организовать двумя способами:

  • Внутреннее соединение - видеокарты соединены посредством гибкого мостика. Драйвером определяется, какая из них будет мастер-картой.
  • Программный метод - видеокарты не соединяются никак, обмен данными идёт по шине PCI Express x16, при этом их взаимодействие реализуется с помощью драйверов. Недостатком данного способа являются потери в производительности до 10-15% по сравнению с вышеназванным первым способом.

Как вы уже догадались, программный метод применяется крайне редко и в основном на не самых новых маломощных картах. Касательно мостового соединения – будьте внимательны. В отличие от NVIDIA SLI тут применяется 2 мостика и их необходимо правильно подключить, обычно со стороны первичной карты (к ней подключен монитор) мостик помечен меньшим индексом, а со стороны ведомой большим, например, «J1A» «J2A» или «J2» и «J3», хотя возможны и другие более или менее понятные обозначения. Иначе драйвер не распознает установленную связку видеокарт и на соответствующей странице Catalyst Control Center попросит изменить конфигурацию мостиков.


Вот так выглядят различные варианты исполнения соединительных мостиков для CrossFire.


Включается CrossFire довольно просто – установкой галочки в меню Catalyst Control Center.

Triple CrossFire и QUAD CrossFireX

С выходом драйверов версии 8.3 компания ATI официально объявила о доступности технологии QUAD CrossFireX. Однако, она доступна только для видеокарт поколения HD 3800 и выше.


Слово QUAD не означает, что возможны связки только из четырех видеокарт. В эту же технологию входит и Triple CrossFire – объединение трех видеокарт. Что интересно, видеокарт физически может быть и две, однако используются три видеочипа. Для тех кто не догадался поясняем – в таком случае используется связка из обычной видеокарты и видеокарты с суффиксом «X2», которая имеет 2 видеочипа. Вот пример работы двух видеокарт Radeon HD 3870 и HD 3870X2 в режиме Triple CrossFire.


А вот и результат их совместной деятельности на примере игры S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl.

Как видно, игра благоприятно отзывается на добавлении третьего видеочипа. Прирост производительности двух видеочипов HD 3870 по сравнению с одним составляет 85%, что очень хорошо. А вот добавление третьего ускорителя повышает производительность еще на 33%, что также весьма неплохо.

Режим QUAD активируется двумя путями: первый – установка четырех видеокарт в специальную материнскую плату на чипсете AMD, второй – установка двух видеокарт с суффиксом «X2» в любую с поддержкой режима CrossFire. Как показывает практика, первый способ применяется крайне редко ввиду малого количества материнских плат под 4 видеокарты и большего числа проблем с их подключением. Куда более простой и целесообразный способ номер два. Понятное дело, что видеокарты «X2» принадлежат к TOP-решениям, а связка из двух таких видеокарт и подавно.


Однако, таким способом мы получим беспрецедентную производительность видеоподсистемы.

Очевидным становится тот факт, что для таких видеокарт поддержка материнской платой стандарта PCI-e 2.0 x16 не просто желательна, а обязательна.

Отметим, что в видеокартах Radeon HD 3870X2, которые фактически являются реализацией CrossFire из пары GPU на одной видеокарте, применялся коммутационный чип далекий от совершенства. Мало того, что он ограничивал видеокарту поддержкой только PCI-e 1.0а, так он еще и имел высокое время задержки. Но прогресс не стоит на месте и, начиная с линейки Rdeon HD 4870X2 применяется новый коммутационный чип, лишенный этих недостатков. Теперь внутренняя организация CrossFire в видеокарте стала значительно лучше, как впрочем, и взаимодействие видеокарты с материнской платой, теперь уже по интерфейсу PCI-e 2.0.

Таким долгим и тернистым был путь технологии CrossFire в народные массы. Что же она представляет на сегодняшний день? А на сегодняшний день это стремительно развивающаяся технология, поддержка которой широко распространяется благодаря чипсетам Intel и AMD. Уникальностью технологии является ее гибкость и возможность построения на различных материнских платах и процессорах, с применением процессоров Intel если используется материнская плата на чипсете Intel или же с применением процессоров AMD если используется материнская плата на чипсете AMD – в любом случае у пользователей остается широкий выбор комплектующих.

Компания AMD, потерпевшая фиаско во времена противостояния видеокарт поколения Radeon HD 2000 (HD 3000) и GeForse 8, в новой линейке Radeon HD 4000 взяла курс на продвижение своих продуктов не в ТОП-лиге, а в среднем (middle) и так называемом производительном (Performance) сегментах. Ввиду этого, наличие связки из двух видеокарт средней стоимости нередко оказывается выгодней покупки ТОП-продуктов конкурента.

Обратите внимание на четвертую сверху строчку – это видеокарта HD4870 в связке CrossFire. Весьма неплохой результат, учитывая рекомендованную стоимость каждой карты. Однако, это всего лишь синтетический тест, пусть и очень популярный, но он показывает потенциал технологии при ее максимальной оптимизации под игру. Если проанализировать график, то видно, что видеокарты среднего сегмента предыдущего поколения весьма неплохо конкурируют с «топовыми» современными картами, естественно не в одиночку.

ATI Hybrid CrossFireX . Эта технология аналогична GeForce Boost.


Как и у конкурирующей калифорнийской компании, она предназначена для объединения мощностей встроенного в материнскую плату видеочипа и дискретной видеоплаты.


Для активации данной технологии понадобится материнская плата с набором системной логики линейки AMD 780.


Логично, что использовать видеокарту, мощней, чем Radeon HD 3470 не целесообразно.

Куда более интересно применение этой технологии в ноутбуках, где в дополнение реализована и идея аналогичная HybridPower (жаль такая функция отсутствует в настольных системах).


Теперь в ноутбуках на чипсете AMD 780 возможно объединить графическую мощь дискретного видеочипа с продолжительной работой от батареи, так как во время отсутствия нагрузки дискретный чип попросту отключается.


Использование гибридной графики от AMD дает пользователю полный и простой контроль над выводом изображения.

Мы уже рассматривали производительность подобного решения в одном из наших обзоров. Вспомним результаты…




…и выводы:

«В итоге, по графикам видим, что производительность «гибридной» графической системы, как и отдельного интегрированного ядра, сильно зависит от скорости обмена с памятью, который осуществляется за счет процессора, через шину HyperTransport. Поэтому процессоры Phenom имеют определенное преимущество, но особой разницы от использования трех или четырехъядерного процессора нет.

Даже в случае если бы система Hybrid CrossFire смогла догнать NVIDIA GeForce 8500GT DDR3 Sonic, то с точки зрения экономии такой вариант был бы сомнительным, так как стоимость более производительных процессоров выходит на порядок дороже видеокарт. Потому технология объединения внешней видеокарты с встроенной графикой больше заинтересует пользователей, которые обычно используют вывод изображения на три или четыре монитора, и иногда у них возникает необходимость поработать с 3D.»

Практическое применение

Нам уже доводилось тестировать видеокарты Radeon различных ценовых диапазонов в связке CrossFire. Давайте попробуем проанализировать эти результаты и сделать вывод о целесообразности применения этой технологии и ее конкурентоспособности.

Технология AMD CrossFire обеспечивает ускорение качества и производительности графики, объединяя вычислительную мощность нескольких графических процессоров.

Благодаря технологии AMD CrossFire можно настроить для совместной работы две или более дискретных графических плат. Также с помощью технологии AMD Radeon™ Dual Graphics можно настроить дискретные графические процессоры для совместной работы с интегрированными графическими процессорами. Технология AMD Radeon Dual Graphics основывается на технологии AMD CrossFire и доступна только для систем AMD на основе APU.

Перед тем как включить и настроить технологию AMD CrossFire, необходимо запустить настройку AMD CrossFire, для чего может потребоваться подключение пары видеокарт с помощью кабеля для мостового соединения AMD CrossFire. Дополнительную информацию об установке графических плат AMD CrossFire см. в руководстве пользователя графической платы.

При включенной поддержке AMD CrossFire один графический процессор функционирует в качестве основного процессора. Впоследствии задачи визуализации (рендеринга) графики распределяются между этим графическим процессором и другими процессорами, чтобы ускорить воспроизведение изображения на отдельном дисплее, подключенном к основному графическому процессору. Дополнительные дисплеи могут подключаться к основному графическому процессору, если тот функционирует в режиме расширенного рабочего стола.

Прим.: Если поддержка AMD CrossFire включена или выключена, приложение Control Center автоматически перезапускается. AMD CrossFire предназначено для приложений, работающих в полноэкранном режиме .Дисплеи, не подключенные к основным графическим процессорам в конфигурации AMD CrossFire, автоматически отключаются. Для некоторых конфигураций при необходимости можно разблокировать поддержку дисплеев, подключенных к вспомогательным графическим процессорам.

Доступность страниц и параметров AMD CrossFire зависит от характеристик конкретных графических плат. Расположение страниц AMD CrossFire также зависит от текущего используемого представления:

  • Стандартное представление - страница AMD CrossFire находится в группах Производительность и Игры > Производительность . Если вы используете графическую плату AMD FirePro™, то страница находится в группах Производительность и AMD FirePro > Производительность .
  • Расширенное представление - страница AMD CrossFire находится в группах Производительность и Игры. Если вы используете графическую плату AMD FirePro, то страница находится в группах Производительность и AMD FirePro .

Графические процессоры в конфигурациях AMD CrossFireX и AMD Radeon™ Dual Graphics работают совместно с использованием одного из четырех режимов рендеринга графики: мозаика, режим Ножницы, Поочередный рендеринг кадров и Суперсглаживание.

Первые три режима ориентированы на обеспечение производительности, в то время как режим cуперсглаживания ориентирован на обеспечение качества. В каждом режиме используется свой способ распределения рабочей нагрузки между несколькими графическими процессорами при рендеринге 3D-изображения. Драйвер дисплея AMD Catalyst ™ автоматически выбирает наиболее оптимальный из трех режимов работы при запуске 3D-приложения.

Совет: Вы также можете повысить качество изображения, выбрав режим суперсглаживания (уровни выше 6 ×).

Мозаика В этом режиме каждый обрабатываемый кадр делится на ряд расположенных в шахматном порядке плиток (тайлов) таким образом, что каждый из двух графических процессоров выполняет обработку половины тайлов. Каждый тайл представляет собой квадрат из 32×32 пикселей, поэтому этот метод обеспечивает хорошее распределение рабочей нагрузки между графическими процессорами независимо от просчитываемого изображения, выводимого на дисплей, и без непроизводительного использования программных ресурсов.

Преимуществом режима мозаики является способность работать практически с любым трехмерным приложением. Вместе с тем, имеется небольшое количество приложений, в которых распределение рабочей нагрузки в режиме мозаики не обеспечивает оптимальную производительность. В этих особых случаях может использоваться режим ножниц. Режим ножниц В этом режиме каждый кадр делится на две секции, каждая из которых обрабатывается одним графическим процессором. Идеальная конфигурация определяется автоматически для каждого приложения.

Хотя режим ножниц обычно является менее эффективным способом распределения рабочей нагрузки по сравнению с режимом мозаики, в ряде случаев он может оказаться более эффективным. Этот режим поддерживается технологией AMD CrossFireX в целях обеспечения максимальной совместимости и производительности. Поочередный рендеринг кадров (AFR) В этом режиме рендеринг всех четных кадров выполняется на одном графическом процессоре, в то время как все нечетные кадры просчитываются на другом графическом процессоре. Обработанные кадры передаются из обоих графических процессорах в компоновочный движок на карте AMD CrossFireX Edition, который затем передает их на дисплей. Обеспечивая возможность независимой работы обоих графических процессоров, режим AFR позволяет максимально повысить производительность всех доступных режимов. Этот режим также является единственным режимом, позволяющим одновременно задействовать все вычислительные мощности обоих графических процессоров для обработки вершин.

Основным ограничением этого режима является невозможность использования в приложениях, в которых внешний вид текущего кадра зависит от данных, сформированных в предыдущих кадрах, так как режим AFR предполагает формирование следующих друг за другом кадров на разных графических процессорах. В подобных случаях вместо этого используются режим мозаики или режим ножниц. Суперсглаживание Сглаживание – это метод рендеринга, предназначенный для удаления ступенчатых краев, мерцания и пикселизации, которые часто возникают в обработанных трехмерных изображениях. Вместо простого определения цвета, отображаемого для каждого пикселя на экране, путем выборки с одного места в центре пикселя, при сглаживании выборки делаются в разных местах каждого пикселя, а полученные результаты смешиваются для создания итогового цвета.

Большинство графических процессоров AMD используют метод, известный как сглаживание с множественной выборкой (MSAA). При использовании этого метода осуществляются выборки из 2, 4 или 6 программируемых мест в каждом пикселе и применяется смешение образцов с гамма-коррекцией с целью получения высококачественных сглаженных краев многоугольников. Новый режим суперсглаживания AMD CrossFireX использует возможности программируемой выборки графического процессора, чтобы обеспечить более высокое качество сглаживания в системах AMD CrossFireX.

При этом каждый графический процессор выполняет рендеринг одного и того же кадра с включенным режимом сглаживания, но каждый процессор осуществляет выборку из разных мест. После завершения обоих вариантов рендеринга кадра полученные результаты смешиваются в компоновочном движке AMD CrossFireX. Полученное в результате изображение создается на основе вдвое большего количества выборок, поэтому сглаживание типа 4× и 6× становится, соответственно, сглаживанием типа 8× и 12×.

В некоторых видах текстур, особенно с прозрачными участками, может наблюдаться ступенчатость, которую не удается устранить с помощью метода MSAA. В этих случаях может оказаться полезным еще один вид сглаживания, который называется сглаживанием низкого разрешения (SSAA), так как он влияет на каждый пиксель в изображении. Хотя этот процесс обычно является более медленным по сравнению с методом MSAA, вычислительные мощности нескольких графических процессоров могут обеспечить возможность практического применения SSAA.

При использовании SSAA сначала выполняется рендеринг сцены при более высоком разрешении , чем разрешение выходного сигнала, подаваемого на дисплей, а затем выполняется принудительное снижение разрешения до уровня разрешения дисплея. Этот подход обычно имеет два основных недостатка: он требует проработки намного большего количества пикселей, чем обычно, что может сильно повлиять на производительность, и, кроме того, он приводит к использованию упорядоченной решетчатой выборки, которая плохо подходит для сглаживания некоторых видов зубчатых краев. Функция суперсглаживания AMD CrossFireX устраняет оба этих недостатка. При этом используется второй графический процессор для рендеринга дополнительных пикселей, необходимых для каждого кадра, поэтому влияние на производительность оказывается незначительным или вообще отсутствует. При этом также может использоваться более эффективная модель выборки, обеспечивающая более высокое качество сглаживания почти горизонтальных и почти вертикальных краев, что позволяет добиться более высокого общего качества изображения.

В двух режимах суперсглаживания используется сочетание методов MSAA и SSAA, чтобы обеспечить максимальное качество изображения. В этих режимах не только используются различные места множественной выборки для каждого графического процессора, но и слегка смещаются центры пикселей. По сути, каждый графический процессор выполняет рендеринг изображения с разных точек зрения, отстоящих друг от друга примерно на пол пикселя. Режимы суперсглаживания 10× и 14× работают таким образом, сочетая 2× SSAA с 4× и 6× MSAA соответственно.

Оба этих режима работают в сочетании с анизотропной фильтрацией (AF).

Пользователи могут включить режимы суперсглаживания с помощью приложения Control Center.

Прим.: При включении режимов суперсглаживания (×8, ×10, ×12, ×14), отключается рендеринг с использованием нескольких GPU (графических процессоров), предназначенный для повышения производительности, чтобы обеспечить более высокое качество изображения.

Настройка параметров аппаратного обеспечения AMD CrossFireX™

Используйте страницу AMD CrossFireX для включения и настройки конфигураций AMD CrossFireX, которые используют кабели для мостового соединения AMD CrossFireX. При включенной поддержке AMD CrossFireX 3D-игры и приложения автоматически используют технологию AMD CrossFireX, если драйвер определяет, что ее использование является оптимальным решением.

Также можно настроить режим суперсглаживания для AMD CrossFireX, используя страницы 3D в приложении Control Center.

Включение AMD CrossFireX™

    • Стандартное представление - Производительность и Игры > Производительность в играх .
    • Расширенное представление - Производительность и Игры.
    • Стандартное представление - Производительность и AMD FirePro > Производительность графики .
    • Расширенное представление - Производительность и AMD FirePro .
  1. Установите флажок Включить AMD CrossFireX .
  2. При необходимости щелкните по ползунку и перетащите его, чтобы разблокировать поддержку для дисплеев, подключенных к вспомогательным графическим процессорам.Не при всех конфигурациях AMD CrossFireX поддерживается разблокирование дисплеев, подключенных к вспомогательным графическим процессорам.
  3. Нажмите кнопку Применить.

Включение AMD CrossFireX™

Включите поддержку AMD CrossFireX для ускорения качества и производительности трехмерных приложений и игр, отображаемых на дисплеях, подключенных к основному графическому процессору. Если включена поддержка AMD CrossFire™, выбирается наилучшая возможная комбинация графических процессоров для использования в зависимости от текущей конфигурации оборудования.

Прим.: Если включена поддержка AMD CrossFireX приложение Control Center автоматически перезапускается. AMD CrossFireX предназначено для приложений, работающих в полноэкранном режиме.

Графические платы AMD Radeon™ dual-GPU (с двойным графическим процессором) созданы на основе технологии AMD CrossFireX. В результате поддержка AMD CrossFireX всегда включена для таких плат.

    • Стандартное представление - Производительность и Игры > Производительность в играх .
    • Расширенное представление - Производительность и Игры.
    • Стандартное представление - Производительность и AMD FirePro > Производительность графики .
    • Расширенное представление - Производительность и AMD FirePro .
  1. При необходимости используйте меню выбора рабочего стола в верхней части страницы для выбора рабочего стола, связанного с графическим процессором, который следует использовать в качестве основного.
  2. Установите флажок Включить AMD CrossFireX .В отношении Windows® 8.1, поддержка AMD CrossFireX по умолчанию включена только для приложений и игр со стандартным профилем AMD или пользовательским профилем приложения. Чтобы включить AMD CrossFireX для всех игр и приложений - даже тех из них, у которых нет профиля приложения - выберите пункт Включить AMD CrossFireX для приложений без профиля .
  3. При необходимости щелкните по ползунку и перетащите его, чтобы разблокировать поддержку для дисплеев, подключенных к вспомогательным графическим процессорам.Не при всех конфигурациях AMD CrossFireX поддерживается разблокирование дисплеев, подключенных к вспомогательным графическим процессорам.Прим.: Для достижения оптимальной производительности при запуске 3D-приложений подключите все дисплеи к основному графическому процессору и (в случае необходимости) разблокируйте дисплеи, подключенные к вспомогательному графическому процессору.
  4. Нажмите кнопку Применить.

AMD CrossFireX включен, и для AMD CrossFireX автоматически используется наилучшее сочетание графических процессоров для вашей системы. Для использования доступны только лишь дисплеи, подключенные к основному графическому процессору (дополнительные дисплеи должны работать в режиме расширенного рабочего стола). Дисплеи, которые не включены в конфигурацию AMD CrossFireX, также доступны для использования. Дисплеи, подключенные к вспомогательным графическим процессорам, остаются доступными для использования только лишь при наличии разблокированной поддержки.

Если доступны другие сочетания графических процессоров, вы можете выбрать для использования другое сочетание.

Прим.: Если с текущей конфигурацией AMD CrossFireX возникли проблемы, в нижней части страницы будут отображены диагностические сведения.

Выбор сочетаний GPU для AMD CrossFireX™

Если в системе имеется более двух графических процессоров (GPU), поддерживающих AMD CrossFireX, можно выбрать для использования конкретное сочетание графических процессоров.

Прим.: При изменении комбинации графических процессоров, которая используется для AMD CrossFireX, приложение Control Center автоматически перезапускается.

  1. Перейдите на страницу AMD CrossFireX , расположенную в приведенных ниже группах.
    • Стандартное представление - Производительность и Игры > Производительность в играх .
    • Расширенное представление - Производительность и Игры.

    Если вы используете графическую плату AMD FirePro™, то на страницу можно перейти с помощью приведенных ниже групп.

    • Стандартное представление - Производительность и AMD FirePro > Производительность графики .
    • Расширенное представление - Производительность и AMD FirePro .
  2. Из раскрывающегося списка сочетаний графических процессоров выберите сочетание, которое следует использовать.В каждом варианте списка указано количество графических процессоров, поддерживающих AMD CrossFireX, и индекс адаптера основного графического процессора, за которым следует один или несколько дополнительных графических процессоров.
    Прим.: Если с выбранным сочетанием возникли проблемы, в нижней части страницы будут отображены диагностические сведения.
  3. Нажмите кнопку Применить.

Выбранное сочетание графических процессоров используется для AMD CrossFireX.

Отображение и скрытие AMD CrossFireX™ логотипа

При включенной поддержке AMD CrossFireX можно выбрать отображение логотипа AMD CrossFireX для 3D-приложений и игр, запускаемых в полноэкранном режиме. Этот логотип отображается в верхнем правом углу экрана и указывает на то, что поддержка AMD CrossFireX включена. При отключенной поддержке AMD CrossFireX логотип не отображается.

Кроме того для плат AMD FirePro™ показывается логотип также отображается для приложений, работающих в оконном режиме.

  1. Щелкните логотип Control Center на панели задач Windows ® (в области уведомлений) правой кнопкой мыши.
  2. В появившемся меню выберите графическую карту, связанную с основным графическим процессором для конфигурации AMD CrossFireX, укажите Параметры AMD CrossFireX и выберите Показывать значок состояния CrossFireX (если применимо) для отображения логотипа AMD CrossFireX при включении поддержки AMD CrossFireX.Чтобы всегда скрывать логотип, даже при включении поддержки AMD CrossFireX, снимите флажок.

Разблокирование дисплеев на вспомогательных GPU для AMD CrossFireX™

Если в вашей системе обеспечена поддержка дисплеев, непосредственно подключенных к вспомогательному графическому процессору в AMD CrossFireX, можно разблокировать поддержку необходимого количества дисплеев, которые вы планируете использовать.

Прим.: При изменении количества дисплеев, поддерживаемых вспомогательным GPU , в группе AMD CrossFireX происходит автоматический перезапуск приложения Control Center.

  1. Перейдите на страницу AMD CrossFireX , расположенную в приведенных ниже группах:
    • Стандартное представление - Производительность и Игры > Производительность в играх .
    • Расширенное представление - Производительность и Игры.

    Если вы используете графическую плату AMD FirePro™, то на страницу можно перейти с помощью приведенных ниже групп:

    • Стандартное представление - Производительность и AMD FirePro > Производительность графики .
    • Расширенное представление - Производительность и AMD FirePro .
  2. Убедитесь в том, что AMD CrossFireX включен.
  3. Щелкните по ползунку и перетащите его, чтобы разблокировать поддержку для дисплеев, подключенных к вспомогательным графическим процессорам.
    Прим.: Для достижения оптимальной производительности при запуске 3D-приложений подключите все дисплеи к основному графическому процессору и (в случае необходимости) разблокируйте дисплеи, подключенные к вспомогательному графическому процессору.
  4. Щелкните кнопку Применить.

Советы по поиску и устранению неисправностей в AMD CrossFire™

Ниже предлагаются решения для устранения распространенных неполадок AMD CrossFire. Чтобы получить дополнительную информацию , перейдите на веб-страницу AMD CrossFire по адресу www.amd.com .

Измените параметры BIOS материнской платы Некоторые материнские платы могут иметь параметр настройки системного BIOS, обеспечивающий возможность переключения между режимами поддержки одного и двух слотов PCIe®. По умолчанию может поддерживаться один слот. Информацию о порядке включения поддержки двух слотов PCIe смотрите в руководстве по . Использование графических плат с разным объемом памяти В некоторых AMD CrossFire конфигурациях могут использоваться графические карты с разным объемом памяти; вместе с тем, после включения AMD CrossFire требуется перезагрузка компьютера. Это заставит AMD CrossFire уменьшить объем памяти графической платы с большим объемом памяти так, чтобы он совпал с объемом памяти на графической плате с меньшим объемом памяти.

При нажатии кнопки При отключении AMD CrossFire вам будет предложено перезагрузить компьютер, чтобы восстановить исходный объем графической памяти, или продолжить работу с уменьшенным объемом памяти. Рекомендуется поменять платы местами Если основная графическая плата не вставлена в основной слот PCIe, может появиться сообщение с рекомендацией поменять графические платы местами. Хотя в этом случае AMD CrossFire может быть включена, перестановка графических плат в компьютере может повысить производительность системы.

Чтобы узнать, какой слот PCIe является первичным, смотрите документацию на материнскую плату. 3D-клиент активен Невозможно включить AMD CrossFire, если запущены 3D-приложение или игра, или воспроизводится видео, например DVD-фильм.

Закройте все открытые 3D-приложения, игры, а также приложения для воспроизведения фильмов, а затем включите AMD CrossFire. AMD CrossFire в данный момент недоступна Эта ошибка произошла из-за того, что система AMD CrossFire неправильно определила аппаратное обеспечение графики, или из-за наличия неполадок с программным обеспечением.

  • Проверьте правильность установки графических плат.
  • Проверьте правильность подключения соединительного кабеля.
  • Закройте все выполняемые 3D-приложения.
  • Переустановите программное обеспечение Control Center и драйверы.
Функция поворота экрана недоступна или не работает Функция поворота экрана недоступна в системах AMD CrossFire. Видеоизображение на экранах мигает во время начальной загрузки системы Это нормальное явление во время загрузки AMD CrossFire. AMD CrossFire запускается в программном режиме Это является нормальным явлением при первом запуске после установки двух графических плат AMD CrossFire, если ни одна из плат не установлена в основной слот PCI Express®. Режим AMD CrossFire можно изменить в приложении Control Center. AMD CrossFire отключена после переустановки или перемещения плат Если вы изменяете конфигурацию AMD CrossFire, переустанавливая графические платы в другие слоты на материнской плате, сначала отключите AMD CrossFire и восстановите стандартные заводские параметры в приложении Control Center. После перестановки плат включите AMD CrossFire. Это позволит компьютеру обнаружить новую конфигурацию.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Очень часто слышу вопросы от неопытных пользователей ПК: "Что такое Sli и Crossfire?" "Какой прирост производительности от двух видеокарт?" и "Стоит ли покупать еще одну видеокарту для работы в Sli или Crossfire режиме?"

Сегодня разберем по косточкам все эти вопросы, и я расскажу о плюсах и минусах покупки дополнительной видеокарты для Sli или Crossfire режима.

Начнем с самых базовых понятий, для тех, кто раньше понятия не имел что это за технологии. На самом деле, компьютер может работать с двумя и более видеокартами. Все зависит от количества PCi-Express слотов для видеокарт на вашей материнской плате. Если подключить две видеокарты от Nvidia, то такая связка будет называться Nvidia SLI. Если же подключить две видеокарты от AMD, то такая связка будет называться AMD CrossfireX . И сейчас я подробно расскажу об особенностях каждой связки. Её плюсы и минусы и стоит ли оно тех затраченных денег, которые просят производители за свои видеокарты.


Две видеокарты в одном компьютере - звучит красиво и здорово. В теории они должны нам дать в два раза больше кадров в секунду в играх. Увеличить производительность в два раза больше, чем одна видеокарта. На практике же, все немного печальнее наших предположений. Рассмотрим все по порядку.

Начнем со связки Nvidia SLI. Видеокарты от "зеленых" дороже конкурентов в лице AMD и технология SLI в ценовой категории не обошла стороной и ценовую зависимость. У Nvidia, связка из двух видеокарт выйдет дороже, так как для связки требуется "определенная" для таких целей материнская плата с поддержкой SLI. Всё дело состоит в "лицензировании". Nvidia не разрешает устанавливать SLI соединения на все материнки подряд. Для таких целей существует отдельная группа материнских плат со значком "SLI Ready" на коробке и непосредственно на самой материнской плате.



Производители "особых" материнских плат платят "зеленым" за возможность запускать на их продуктах SLI связки, ну а мы, обычные пользователи, немного переплачиваем за эту возможность. В коробке с такой материнской платой должен быть специальный SLI-мостик, который позволяет соединить эти видеокарты, можно подключать "программным" способом видеокарты, то есть без SLI-мостика.



Но в таком случае не стоит ожидать высокого прироста производительности. Стоит также обратить внимание на то, что нужно соединять только одинаковые модели видеокарт от Nvidia. Например, две gtx 980, либо две gtx 970. То есть не рекомендуется устанавливать две различные видеокарты, так как производительность будет умножаться по худшей из видеокарт. То есть если поставить gtx 550 и gtx 980, то у вас будет производительность двух gtx 550. Производитель видеокарт роли не играет. То есть если у вас две gtx 980, но одна от MSI, а другая от EVGA, то прирост производительности будет считаться по той, у которой наименьшие частоты.

Перейдем к связке Crossfire. Здесь намного проще, чем SLI. Вы можете соединить две видеокарты на любой материнской плате, которая имеет два и более слотов PCI-Express. То есть, чтобы были разъемы, куда их можно вставить. Из этого следует, что вам не понадобится мостик, для соединения видеокарт, но если вы соедините видеокарты без мостика, вы потеряете в производительности около 10-15%. Вам также не требуются одинаковые видеокарты. Но это не означает, что можно подключать абсолютно любые видеокарты. Нужно подключать видеокарты из одной серии, необязательно одной модели.

Также стоит заметить, что объемы памяти не складываются. То есть, если вы подключите две видеокарты с четырьмя гигабайтами видеопамяти, то вам будет доступно четыре гигабайта памяти. Также, если вы подключите видеокарту с 6 или 8 гигабайтами памяти с видеокартой, у которой всего 2 гигабайта, вам будет доступно два гигабайта памяти, остальная память будет просто простаивать и "не работать".

Еще не стоит забывать, что не все игры имеют поддержку SLI или Crossfire и зачастую, вместо "обещанного в теории" двукратного прироста производительности, мы получаем в лучшем случае прирост в 60-70%, а иногда, прироста никакого не будет, так как игра просто не была предусмотрена для связок из двух и более видеокарт. Очень редко случается так, что прирост производительности доходит до 90-100%, но это бывает очень редко.


Также, не стоит забывать, что две видеокарты хоть и не приносят прирост производительности в два раза, но электропотребление у них удвоенное. Поэтому, решаясь купить дополнительную видеокарту , стоит подумать об обновлении блока питания. Для поддержки двух видеокарт необходим блок питания от 750 ватт и выше. Также, для связки видеокарт требуется достаточно мощный процессор . Intel Core i5 или i7 хватит сполна.

Теперь переходим к целесообразности подключения двух и более видеокарт. Исходя из вышеперечисленного, нет смысла подключать видеокарты бюджетного класса или среднего класса, так как за деньги этих двух видеокарт лучше купить одну более мощную, с которой никаких проблем возникнуть не должно. Более подходящим вариантом для связки двух и более видеокарт будут видеокарты от Nvidia: gtx970, gtx 980, gtx 980ti, карты Nvidia серий Titan (Titan Black, Titan X, Titan Z), и карты от AMD: R9 290, R9 290X, R9 390, 390X. Такие связки будут полезны игрокам, которые хотят играть в разрешении 4К с высоким FPS, либо игрокам, которые играют на FullHD или 2К разрешении, но хотят, чтобы их система выдавала от 80 FPS и выше.

На этом свой мануал я считаю завершенным. Если у вас возникли вопросы, обращайтесь в комментарии - мы постараемся вам помочь.

Заядлые геймеры наверняка сталкивались или, по крайней мере, слышали о технологиях, называемых SLI и Crossfire, которые принято относить к графической системе компьютера или ноутбука. В большинстве случаев такие термины применяются больше к стационарным системам (это будет рассмотрено несколько позже). Однако иногда для нормальной работы компьютера потребуется знать, как отключить Crossfire или SLI, когда такие режимы не используются. Об этом сейчас и пойдет речь.

SLI и Crossfire: общие понятия

Наверное, начать стоит с того, что, с точки зрения современных компьютерных технологий, SLI и Crossfire представляют собой специализированные режимы, которые поддерживают установку на компьютер двух и более видеокарт.

В стационарных системах два независимых видеоадаптера просто вставляются в специальные слоты, расположенные на материнской плате. Иногда можно встретить ситуацию, когда на «материнке» уже имеется интегрированный графический чипсет, так сказать, «вшитый» в плату, а параллельно с ним устанавливается еще один.

Сейчас мы остановимся на обоих режимах несколько подробнее, а заодно посмотрим, как отключить Crossfire (SLI) несколькими простейшими методами в случае необходимости, тем более что оба режима по технологии функционирования практически не различаются.

Что такое SLI?

Технология SLI, подразумевающая установку нескольких графических адаптеров в систему, была разработана компанией nVidia и подразумевает использование карт только этого производителя.


В принципе, такой режим можно назвать неким условным электронным переходником, который соединяет два видеоадаптера, позволяя объединять их возможности в одно целое.

Что такое Crossfire?

Crossfire представляет собой полную аналогию технологии SLI, однако авторство этой разработки принадлежит не менее известной корпорации AMD.


Интересен тот факт, что, как показывает практика, связка двух и более видеокарт AMD в Crossfire обходится намного дешевле, нежели использование SLI-моста при установке карт nVidia. Кроме того, технология от nVidia не позволяет устанавливать такие связки на все материнские платы подряд. Но если рассматривать вопрос о том, как отключить SLI-Crossfire Dual Graphics, решение в обоих случаях будет одинаковым. Но сначала рассмотрим некоторые особенности их использования.

Особенности подключения видеокарт в режимах SLI и Crossfire

Во-первых, каждый пользователь компьютерной системы должен четко понимать, что подключать два и более графических адаптера к материнской плате можно исключительно в тех случаях, когда сама «материнка» поддерживает такую возможность.


К примеру, для использования режима SLI плата должна иметь соответствующую маркировку, в противном случае, сколько ни пытайся установить на неё две карты, в связке работать они не будут. То же самое касается и одновременного использования дискретного адаптера и интегрированного. Здесь придется довольствоваться только одним из них.

Во-вторых, следует обратить внимание на тот момент, что для работы в связке по технологии SLI можно устанавливать только видеокарты, базирующиеся на одинаковых чипах (например, nVidia GTX серии 970 и 980, чипсеты серии Titan или две одинаковые карты GT и т. д.). Заметьте: связка из 9600 GT и 9800 GT работать не будет.

Другое дело, когда используются карты Radeon. Тут можно использовать «разночиповые» конфигурации, к примеру, Radeon 2600 и 1950. Очень часто для увеличения производительности графической системы применяются карты серии R9. Действительно, такие пары позволяют использовать максимум возможностей для игр с или Full HD с разрешением 2k. Некоторые пользователи используют такие связки для увеличения общей частоты раскадровки, скажем, чтобы добиться показателя более 80 fps (frames per second - кадры в секунду).


В-третьих, не стоит забывать, что для SLI-карт должен использоваться специальный переходник, который в обязательном порядке поставляется либо вместе с картой, либо с «материнкой». Без него две карты вместе работать, опять же, не будут.

Мифы об использовании режима Dual Graphics для увеличения производительности графической системы

Некоторые наивные юзеры устанавливают две карты для увеличения производительности, считая, что она повысится в два раза (раз две карты на борту). Это заблуждение. Прирост производительности, как показывает практика, редко превышает 20-30 %.

Кроме того, показатель этот рассчитывается по более слабой карте. Например, если у нас имеется у одной карты 8 Гб памяти, а у другой - 2 Гб, как ни крути, на выходе пользователь получит всего 2 Гб. То же самое касается и установки двух карт, допустим, с памятью 4 Гб каждая. На выходе останутся все те же 4 Гб.

Еще один момент: если одна карта MSI, а вторая EVGA, расчет суммарной производительности будет производиться именно по той, которая обладает наименьшими частотами. Так что, как видим, обольщаться особо не стоит.

Как отключить SLI/Crossfire простейшим методом?

Теперь перейдем непосредственно к процессу отключения этих режимов. Наверное, каждый юзер понимает, что вопрос "как отключить режим Crossfire или SLI" сводится к тому, чтобы не использовать в системе второй графический адаптер. И, как уже понятно, простейшим решением является обычное извлечение одной из карт из слота на материнской плате, что применительно к стационарным компьютерам.

Но ведь и на современные ультрабуки можно устанавливать дополнительное оборудование, в частности те же видеоадаптеры, которые, в принципе, могут использовать режим Crossfire. Как отключить на ноутбуке одну из карт? Проще простого. Описанные далее методы годятся и для стационарных компьютерных терминалов, и для лэптопов.

Как отключить режим SLI (Crossfire) для дискретного адаптера через BIOS?

Для отключения обоих режимов можно воспользоваться настройками BIOS . Вход осуществляется нажатием клавиш Del, F2, F12 и т. д. (все зависит от версии и разработчика BIOS).

Здесь нас интересует вкладка, содержащая конфигурацию, называемую Onboard, Integrated Devices и т. д. Входим в параметры и выставляем режим Disabled (иногда Off). Только и всего.


Можно зайти в раздел Advanced, где и будут указаны настройки самого режима, если используются не интегрированные, а дискретные адаптеры.

Использование «Диспетчера устройств»

Теперь посмотрим, как отключить Crossfire AMD или SLI nVidia при помощи стандартных средств Windows-систем. Для этого необходимо зайти в стандартный «Диспетчер устройств». Делается это либо через «Панель управления», либо через «Администрирование», либо с использованием команды devmgmt.msc.

Здесь нужно перейти в раздел видеоадаптеров, где и будут указаны установленные устройства . В этом случае, равно как и во всех других ситуациях, вопрос о том, как отключить SLI-Crossfire, сводится к тому, чтобы сделать недоступной одну из карт. Выбираем карту для отключения и правым кликом вызываем меню свойств, где имеется кнопка отключения устройства. Можно использовать аналогичную команду непосредственно из контекстного меню. После этого даже систему перезагружать не придется.

Отключение режимов при помощи «родных» утилит

Несмотря на простоту описанных методов, лучше всего (и безопаснее) использовать «родные» утилиты настройки и управления графическими адаптерами, которые инсталлируются автоматически при установке соответствующих драйверов, или установленные дополнительно.


Для карт nVidia моно использовать GeForce SLI Profile Tool, PhysX, Riva Tuner и т. д. Для чипсетов AMD пригодятся утилиты вроде ATI Tray Tool или ATI Catalyst Control Centre и другие. Их использование более простое, настолько, что даже не придется «лазить» в системной конфигурации или в BIOS, чтобы изменить тот или иной параметр. Если разобраться, такое решение рассматриваемой нами проблемы (как отключить Crossfire/SLI) будет более эффективным, при этом исключается даже возникновение конфликтов между установленным оборудованием (к сожалению, встречается и такое).

Вместо послесловия: стоит ли отключать режим двойной графики?

Остается добавить несколько слов о целесообразности использования таких режимов. Собственно, сам ответ на вопрос: "Как отключить Crossfire (SLI)?", думается, уже ясен. Что же касается установки двух и более видеокарт в одну систему и их одновременного использования, здесь существует достаточно много противоречивых мнений. Дело в том, что особого прироста производительности можно и не получить, да и конфликты оборудования не исключены.

Конечно, если система не использует графические возможности по максимуму, отключать эти режимы нужно, ведь одновременная работа двух карт может привести к сильному перегреву компьютера, двойному электропотреблению графической системой (ведь две карты установлено), а также к неработоспособности некоторых игр, программный код которых просто не поддерживает такие режимы или не в полной мере адаптирован к их использованию.

Кроме того, не рекомендуется включать связки в виде бюджетных карт или адаптеров среднего уровня. Уж лучше вместо двух таких купить одну более мощную. Производительность будет намного выше, а проблем меньше. Да и по деньгам зачастую такой вариант более предпочтителен.

Впрочем, если разобраться, использовать такие режимы иногда можно, но в ситуациях, когда две карты не задействованы, одну из них рекомендуется отключать, причем использовать для этого нужно специальное программное обеспечение, рассчитанное на управление всеми параметрами графических адаптеров. И осуществляется такое отключение, что называется, в один клик.

перекрёстный огонь ) - технология, позволяющая одновременно использовать мощности двух и более (до четырех графических процессоров одновременно) видеокарт Radeon для построения трёхмерного изображения.

Технология была анонсирована на международной выставке Computex на Тайване.

Стоит заметить, что комбинации некоторых видеокарт могут оказаться гораздо более эффективными, производительными и выгодными финансово, чем одна более мощная и, соответственно, значительно более дорогая карта. Но, как и в случае с NVIDIA SLI , прирост производительности от использования двух видеокарт в системе будет наблюдаться только в приложениях, умеющих использовать 2 и более GPU . В старых играх, не умеющих работать с Multi-GPU системами, общая производительность графической составляющей останется прежней, в некоторых случаях может вообще даже снизиться; так что для любителей старых, но требовательных игр , самым верным решением будет покупка одной очень мощной видеокарты, чем покупка второй такой же и последующее объединение в CrossFireX-систему. Также стоит отметить существенный недостаток CrossFire: данная технология не работает при запуске приложения в оконном режиме.

Принципы построения

Для построения на компьютере CrossFireX-системы необходимо иметь:

  1. материнскую плату с двумя или более разъёмами PCI Express x16 (для версий R9-285, R9-290 или R9-290X ещё и с чипсетом AMD или Intel определённой модели, поддерживающей CrossFireX);
  2. мощный блок питания, как правило, мощностью от 700Вт;
  3. видеокарты с поддержкой CrossFireX;
  4. Специальный гибкий мостик CrossFireX для соединения видеокарт.

Видеокарты должны быть одной серии (за некоторыми исключениями), но не обязательно одной модели. При этом быстродействие и частота CrossFire-системы определяются характеристиками чипа наименее производительной видеокарты.

CrossFireX-систему можно организовать следующими способами:

Алгоритмы построения изображений

SuperTiling

Scissor

Изображение разбивается на несколько частей, количество которых соответствует количеству видеокарт в связке. Каждая часть изображения обрабатывается одной видеокартой полностью, включая геометрическую и пиксельную составляющие.

SuperAA

Данный алгоритм нацелен на повышение качества изображения. Одна и та же картинка генерируется на всех видеокартах с разными шаблонами сглаживания. Видеокарта производит сглаживание кадра с некоторым шагом относительно изображения другой видеокарты. Затем полученные изображения смешиваются и выводятся. Таким образом достигается максимальные чёткость и детализованность изображения. Доступны следующие режимы сглаживания: 8x, 10x, 12x и 14x.

Драйвер берёт один кадр от APU на каждые два кадра от дискретной карты).

При всей соблазнительтности подобной асимметричной реализации CrossFire, есть серьёзные недостатки:
Во-первых, это работает только в приложениях, использующих DirectX 10 или. И если используется DirectX 9 или более ранний игровой движок, то производительность ухудшается до самой медленной из двух установленных графических карт (однако, согласно последним заявлениям AMD, при использовании DirectX ниже 10 версии программы должны обращаться к более быстрой из двух установленных графических карт).
Во-вторых, чтобы Dual Graphics работала, коэффициент графической производительности должен быть по крайней мере «два к одному», если видеокарта в три раза быстрее GPU Llano, то Dual Graphics работать не будет.

В OpenGL Dual Graphics не поддерживается и он всегда работает на GPU, управляющем основным выходом дисплея.

Здравствуйте друзья, сегодня я расскажу вам о AMD CrossFire. Данная технология позволяет одновременно использовать на компьютере несколько видеокарт для улучшения качества видео. Данная тема является довольно специфической, и в первую очередь она будет интересна требовательным геймерам, специалистам по железу для ПК и, конечно, всем энтузиастам, желающим разобраться с современными компьютерными технологиями.

Сейчас, пожалуй, никого не удивишь многоядерными устройствами. И если в CPU, устанавливаемых на материнскую плату, для реализации этой идеи требовались более совершенные технологии их изготовления, то для лежало на поверхности: просто установить несколько видеокарт вместе и синхронизировать их работу.

Для этого требовался некий программный алгоритм, обрабатывающий видео и объединяющий усилия отдельных карт и устройство для обмена информацией и передачи видеопотока между ними. Так появилась технологии, на базе которых была создана CrossFireX.

Как обрабатывается видео?

Для общего развития опишу как она работает. Картинка разбивалась на отдельные элементы или кадры, обработка которых велась обособленными модулями. Также ими производилось сглаживание изображения разными способами. Все это при последующем объединении потоков позволяло получить более качественное и детализированное видео с высокой частотой кадров (fps).

Для реализации CrossFireX «в домашних условиях» АМД несколько упростил задачу сторонникам данного бренда.

В совместной работе вы можете использовать до четырех видеокарт от разных производителей, любой модели. Главное, чтобы они базировались на базе одного чипа АМД (были одного поколения) и, конечно, поддерживали технологию AMD CrossFire.

Также, помимо возможности работы с конкретной материнской платой, у видеокарт должна быть совместимость между собой.

Это можно проверить здесь (для некоторых видеокарточек):

Или погуглить в интернете, если в этой таблице вы не нашли совего девайса. Вот кстати официальный сайт АМД, на котором вы можете выбрать из списка свою карточку и узнать совместимые с ней для кросфаер: https://www.amd.com/en/support

Возможно, эта информация несколько огорчит тех, кто когда-то покупал любые видеокарты для , а теперь решил объединить их усилия для гейминга.

Стоит учитывать, что при разных параметрах карт (память, частота), система будет ориентироваться по наиболее слабой из них.

Устанавливаем и подключаем железо

Подключение компонентов системы не представляет особых сложностей, но требует выполнения определенных условий:

  • Карты просто устанавливаются в PCI E разъемы с пропускной способностью x16. Если таковой только один, то остаётся только вариант, задействовать ещё и PCI Ex8. Использование более слабых коннекторов эффекта от AMD CrossFire не даст, поэтому если данное условие невыполнимо, спешить с покупкой второй видюхи не стоит.
  • Далее подключаем видеокарты к блоку питания и готовимся считать ватты их суммарной потребляемой мощности. Если у БП имеется соответствующий резерв, то просто подключаем энергообеспечение к установленным модулям. Если нет — ищем и монтируем новый блок питания с нужным запасом мощности.
  • С 2007 года для взаимодействия видеокарт использовался специальный мост, позволявший последовательно соединять до 4-х видеокарт. Он просто подключался к соответствующим разъемам. Кроме этого, имеется возможность для этой цели использовать непосредственно PCI E, но ввиду его повышенной загруженности имела место потеря эффективности данной системы. На сегодня для совместной обработки видео потоков используется протокол XDMA – более продвинутый тип безмостового соединения. В общем-то, все зависит от года выпуска видеокарты. Если она из новых (особенно после 2016 г.) – вообще не парьтесь. Если постарше – в комплекте должен быть мост. Вот его и устанавливайте.

Софт

Железо поставлено. Поехали. Только предварительно скачайте обновленные драйвера на видеокарты, ведь дальше нам потребуется активизировать AMD CrossFireХ в настройках компьютера. Тут ничего сложного. Либо система сама распознает свои новые возможности и предложит их включить, либо запускаем AMD Catalyst Control Center, находим в расширенном меню «Производительность» и помечаем точкой сой выбор: режим «Включить AMD CrossFireX».

И вот настал момент, когда данную систему пора опробовать. Для этого вам понадобятся современные игры, с высокой детализацией элементов, работающая в формате 4К и, конечно, с поддержкой CrossFire по программе сотрудничества с АМД.

Да, да, не все игры поддерживают данную технологию! Проверяйте поддержку каждой игрушки, которую хотите запустить в таком режиме.

Запустив ее, вы сможете в полной мере насладиться данной технологией. Также совместная работа видеокарт отлично проявляется при одновременном использовании нескольких мониторов.

Ну, пожалуй, и все.

Размышления о целесообразности

Стоит ли игра карт? Вам решать. Возможность повысить производительность по fps, конечно, ценится высоко, но не забывайте и о немаленькой стоимости самих видеокарт + новый блок питания.

Скажу честно. В большинстве случаев вместо двух видеокарт выгоднее купить одну более мощную. Но в ситуации, когда приобретается другая в пару к уже существующей, есть свой резон.

Существует еще один вариант, когда AMD CrossFireХ остаётся единственным способом повышения возможностей вашего ПК: это когда в нем установлена самая производительная (из имеющихся на рынке) АМД видеокарта. Только установив ещё одну такую, вы сможете получить фантастический результат. Затраты на это будут, увы, соответствующими.

И да. Если вы крутой майнер — то конечно связка из нескольких карт даст свои плоды.

Чувствую, дорогие читатели, вы призадумались. И это хорошо, ведь мысли бывают разные: одни рассуждают о целесообразности этой затеи, а другие принялись изучать спецификацию железа в ПК и искать варианты как, где, у кого можно подешевле купить нужную видеокарту.

Удачи вам и до новых встреч на страницах моего блога.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта