Графический чипсет относится к сборке монтажной платы, которая питает видеокарту. Видеокарта — это устройства внутри компьютера, которое интерпретирует сигналы графики и предаёт их от материнской платы и посылает их на монитор, который подключен к видеокарте. Чипсет видеокарты, является микросхемой бортовой части, которая крепится к графическому разъему и который посылает визуальные эффекты на монитор компьютера и его часто называют интегрированная видеокарта. Сборка микросхем обычно определяет её модель и производителя.
Конструкция графического чипсета может быть сделана с учетом многих требований к качеству и параметрам входного разъёма. Некоторые видеокарты могут выводить разные картинки на несколько подключенных мониторов, в то время как другие предназначены для обработки трехмерной (3D) графики для фильмов и игр. Производители графических микросхем для построения графических карт компании Intel® и NVIDIA®, а также передовые микро устройства® (АМД).
В системах, предназначенных для обработки высокопроизводительной графики, видеокарта может быть сложной, с большим чипсетом который комплектуется собственным вентилятором для перемещения горячего воздуха от видеокарты. Как внутренним, так и внешним видеокартам нужны функции чипсета графики. Внешняя видеокарта часто подключается через порт универсальной последовательной шины (USB) или bluetooth®, но может иметь тенденцию реагировать более медленно, чем встроенные видеокарты. Внешний графический чипсет обычно требует меньшего охлаждения, потому что он не помещаются внутри корпуса компьютера с другим оборудованием. Как для внутренних, так и для внешних видеокарт требуется драйвер, построенный на правильном графическом чипсете, чтобы запустить устройство.
Чем больше продвинутая графическая карта, тем больше для неё необходимо системных ресурсов, чтобы она могла функционировать. Для поддержания потребностей в ресурсах видеокарты от системы, многие графические карты, строят с собственной оперативной памятью (ОЗУ), чтобы дать графическим функциям компьютера скорость и повысить качество. Компьютерные системы с ограниченной модернизацией оперативной памяти, графический чипсет со встроенной оперативной памятью сможет открыть возможности для более высокого качества графики, даже в старом компьютере.
Некоторые базовые компьютерные настройки включают в себя чипсет графики как часть материнской платы. Материнская плата имеет основной чип обработки, который обрабатывает команды компьютера. Это вообще крупнейшая микросхема в компьютере, и содержит основной блок компьютерной обработки (процессор), который обрабатывает команды, которые идут через компьютерную материнскую плату. Системы с видеокартами, встроенными в материнскую плату часто также есть звуковые функции компьютера которые входят в состав материнской платы. Материнская плата с привязкой графической картой не может быть удалена, или заменена, но они могут быть отключены для установки новой видеокарты.
"Раздельные видеокарты постепенно сходят со сцены, а будущее принадлежит встроенным графическим чипам": подобные фразы мы постоянно встречаем в пресс-релизах поставщиков встроенных решений. Но обозревателям нравится соотносить эту фразу с утверждением Билла Гейтса: "640 кбайт будет достаточно каждому".
В целом, производители плат и процессоров надеются, что философия "максимальной интеграции" поможет вывести рынок ПК из стагнации, поскольку будет обеспечивать больше функций на чип по меньшей цене.
Intel и производители чипсетов для AMD уже интегрируют LAN, USB и RAID в свои южные мосты на протяжении последних поколений. К тому же последний процессор AMD - Athlon 64/Opteron - обладает даже встроенным контроллером памяти, до этого привычно располагавшимся на северном мосту.
В результате северный мост стал представлять собой какое-то подобие контроллера AGP, либо его вообще переместят в южный мост - и даже эта раскладка изменится с выходом PCI-Express. AGP в скором времени будет заменён "x16 PCI Express Graphics".
В ближайшем будущем мы ощутим поддержку технологий Intel: PCI Express.
Означает ли это конец графических карт в привычном нам виде? Что касается 2D, то очевиден ответ "да", поскольку интеграция графического ядра в северный мост требует лишь небольшой смены его дизайна. Однако подобное решение будет проигрывать в 3D-приложениях.
Суммарные доли графического рынка в четвёртом квартале 2002 (по данным Jon Peddie Research). Сегодня Intel вышла в лидеры - благодаря чипсетам со встроенной графикой.
Интегрированная графика очень привлекательна по критерию цены, поскольку для установки подобных решений требуется произвести лишь незначительную модификацию материнских плат. OEM, создающие недорогие ПК, очень любят подобные решения "всё в одном", поскольку они экономят на дополнительной плате, памяти и решении по охлаждению - ведь в случае установки раздельной графики все эти компоненты будут необходимы.
В то же время, низкая стоимость предотвращает дальнейший успех встроенных решений. Intel просит за i865G $41 - всего на $5 дороже, чем за i865PE без интегрированной графики. В магазине плата на i865G будет стоить примерно на $10-$15 больше, чем версия PE. Но что же вам следует ожидать за $5?
Компьютеры продаются по номерам - чем больше, тем лучше. Графика DirectX 9 звучит лучше, чем DirectX 8, а 256 Мбайт видеопамяти лучше, чем 128 Мбайт. Многие не столь искушённые пользователи в значительной степени опираются на философию больших номеров. В чипе nForce 2 IGP nVidia использовала ядро NV17/18 чипа GeForce 4 MX 440, которое состоит примерно из 27 миллионов транзисторов. Судя по производительности и по набору функций, вполне уверенно можно сказать, что Intel i865G использует намного меньшее число транзисторов. Проблема заключается в том, что поддержка DirectX 9 требует использования очень сложного графического процессора с очень высоким числом транзисторов. Даже графический процессор nVidia начального уровня, NV34 (или FX 5200), состоит из целых 47 миллионов транзисторов, в то время как более производительные собратья NV31 (FX 5600) и NV35 (FX 5900) насчитывают 80 миллионов и 130 миллионов, соответственно.
Так что большая мощность означает большее число транзисторов и, соответственно, более высокую стоимость изготовления. Поэтому интеграция недорогого графического процессора, который в то же время содержит функции, присущие готовой системе с высокой производительностью, не представляется возможной. Данная проблема создаёт интересный парадокс.
Но даже если бы подобная комбинация и стала реальностью, потенциал чипа был бы ограничен доступной пропускной способностью памяти. К примеру, двухканальная память DDR 400 обеспечивает пропускную способность 6,4 Гбайт/с. Если подобное число и выглядит вполне приемлемым по сравнению с 8 Гбайт/с внешней карты GeForce4 MX 440, проблема заключается в том, что эта пропускная способность будет разделяться с остальной системой. Так что встроенная графика на самом деле ухудшает системную производительность, по крайней мере, при использовании 3D-приложений. Не следует также забывать, что видеопамять вычитается из системной памяти, "отъедая" ресурсы.
В свете данных ограничений, встроенные графические решения на материнских платах можно считать одним большим компромиссом, который, по всей видимости, существует только на краю рынка, вдалеке от массовых решений. Для нашего сравнения производительности мы выбрали три платы на основе чипсетов Intel i865G, nVidia nForce2 IGP и SiS 651.
Перед тем, как перейти непосредственно к тестированию, давайте рассмотрим функциональность каждого решения.
Компонент 3D-графики северного моста i865G, известного также как 82865G - GMCH, называется "Extreme Graphics 2." Он использует тайловую архитектуру, очень близкую к линейке Power VR Kyro, хотя Intel называет подобную технологию "Zone Rendering/Рендеринг по зонам", в отличие от тайловой. Впрочем, независимо от выбора имени, эта архитектура разделяет каждый кадр на зоны, или тайлы, которые отображаются один за одним и записываются в кадровый буфер. Драйвер сортирует геометрию и треугольники полигонов по зонам в системной памяти, после чего чип обрабатывает их в указанном порядке. В результате интегрированные кэши работают более эффективно, освобождая ценную пропускную способность памяти.
По данным Intel, все Z-операции могут обрабатываться самим чипом, что снимает потребность в выделенном Z-буфере и связанных с ним операциях чтения и записи. Не совсем понятно, использует или нет чип Intel технологию удаления скрытых поверхностей HSR, сходную с технологией Kyro, так как в документации ничего не говорится. С другой стороны, Intel утверждает, что чип не отображает невидимые пиксели (overdraw = 1), невольно указывая на использование технологии HSR.
Технология Intel Zone Rendering 2
Intel называет свою технологию Zone Rendering "уникальным" решением, которое явно отличается от технологий, реализованных в чипе Kyro. Вероятно, данная "уникальность" относится к возможности сортировать геометрию и текстуры в системной памяти, поскольку чип не имеет собственного интерфейса памяти. А вот чипу Power VR Kyro сначала приходится записывать данные в кадровый буфер карты. К сожалению, документация Intel не даёт более детальной информации по этому вопросу.
Подобный подход предотвращает использование аппаратного движка T&L. Чип Intel i865G относится к поколению DirectX 7. Он не поддерживает вершинные и пиксельные программы. Впрочем, чип реализует компрессию текстур DXTn и FXT1. Благодаря однопроходной поддержке четырёх текстур, за такт можно реализовывать до четырёх операций смешения текстур. Однако Intel не даёт какой-либо более подробной информации по поводу своего пиксельного конвейера.
Intel i865G отнимает из системной памяти 1, 4, 8, 16 или 32 Мбайт для видеопамяти. Если необходимо, драйвер также может выделить до 32 Мбайт памяти через DirectAGP, тем же способом, что и приложения. Если дополнительная память больше не требуется, она освобождается и отдаётся операционной системе. В результате доступная максимальная память для чипа составляет 64 Мбайт. Intel называет эту технологию "Dynamic Video Memory Technology 2.0" (Технология динамической видеопамяти 2.0).
Плата Gigabyte GA-8IG 1000 PRO с чипсетом Intel i865G
Северный мост i865G
Технические спецификации i865G:
i865G поддерживает анизотропную фильтрацию, хотя она ограничена максимальным режимом 2x и только билинейная:
Трилинейная фильтрация
Максимальное качество фильтрации: 2x билинейная анизотропная
Здесь приведена сжатая картинка, которая может не совсем точно отражать ситуацию. Нажмите на картинку, чтобы получить несжатую версию BMP.
Помимо настроек цветовой калибровки и "горячих" клавиш, драйвер Intel не обеспечивает многие опции. К примеру, в драйвере нет меню для Direct3D. Впрочем, пользователь может изменить несколько настроек OpenGL.
nVidia оборудует северный мост nForce 2 IGP для платформы Athlon прошлогодним графическим процессором для массового рынка - GeForce 4 MX 440. Несмотря на цифру "4" в названии, чип имеет мало общего с линейкой GeForce 4 Ti. Технологически он даже отстаёт от GeForce 3 и находится ближе к высоко оптимизированному графическому процессору GeForce 2. То есть на практике перед нами находится графический процессор класса DirectX 7 с аппаратным движком T&L, но без поддержки пиксельных и вершинных программ. Значимые изменения, по сравнению с GeForce 2 состоят в оптимизированном интерфейсе памяти и улучшенном алгоритме сглаживания (мультисэмплинг).
Графический процессор GeForce 4 MX 440 в чипсете nForce 2 не имеет своего собственного контроллера памяти. Вместо этого за работу с памятью отвечает оптимизированный контроллер в северном мосту. Он работает как, своего рода, арбитр, определяющий, какая пропускная способность необходима каждому компоненту. В то же время, контроллер должен балансировать между различными требованиями: низкими задержками для системной памяти и высокой пропускной способностью для графического чипа.
Пользователи могут выбирать объём выделяемой для графического процессора памяти в BIOS платы. К сожалению, динамический способ выделения памяти, как в случае с графическим ядром Intel, здесь не работает, то есть пользователям придётся довольствоваться объёмом, установленным в BIOS.
Плата Soltek SL-75MRN на nForce2 IGP
Северный мост nForce2 IGP
Технические спецификации nForce 2:
Графический процессор GeForce 4 MX, встроенный в nForce 2, обеспечивает максимальный уровень фильтрации 2x.
Трилинейная фильтрация
Здесь приведена сжатая картинка, которая может не совсем точно отражать ситуацию. Нажмите на картинку, чтобы получить несжатую версию BMP.
Максимальное качество фильтрации: 2x анизотропная
Здесь приведена сжатая картинка, которая может не совсем точно отражать ситуацию. Нажмите на картинку, чтобы получить несжатую версию BMP.
Драйвер обеспечивает привычный набор настроек и опций для графического драйвера nVidia. Среди них также присутствует nVidia nView, которая необходима для использования двух мониторов. Intel и SiS не предоставляют сходные решения в своих драйверах.
Чипсет SIS 651 использует стареющее графическое ядро SIS315 (Real256), которое присутствует также в новом чипсете SIS661FX, хотя там ядро работает на частоте 200 МГц (Real256E) по сравнению с 166 МГц - здесь. Помимо этого, чипсет 661FX поддерживает также память DDR 400, процессоры с FSB 800 и AGP 8X. 651 ограничен DDR 333 и FSB 533 и поддерживает Hyper-Threading только на чипсетах, начиная с версии B-Stepping.
Ядро SIS315 поддерживает аппаратный T&L (как заявляет SIS) и использует два пиксельных конвейера по четыре текстурных блока на каждом. К сожалению, технические спецификации, указанные SiS, несколько противоречивы, поэтому мы не можем сказать, насколько данная информация точна. Чип поддерживает полноэкранное сглаживание только по алгоритму суперсэмплинга, "съедающего" пропускную способность памяти. Поскольку ни SIS651, ни SIS661FX не поддерживают двухканальную память, 256-битный чип получает в своё распоряжение скромную пропускную способность памяти всего 2,7 Гбайт/с при установке DDR333, которой приходится делиться с остальной системой. В BIOS можно выделить максимум 64 Мбайт памяти для чипа.
Плата Shuttle FS51 на SIS651
Северный мост SIS651
Технические спецификации SIS 651:
Трилинейная фильтрация - единственный режим, поддерживаемый SIS315. Учитывая скромную производительность чипа, анизотропная фильтрация была бы ему всё равно "не по зубам".
Здесь приведена сжатая картинка, которая может не совсем точно отражать ситуацию. Нажмите на картинку, чтобы получить несжатую версию BMP.
Единственная настройка в драйвере относится к цветовой калибровке. Пользователи, которые желают установить 3D-опции типа сглаживания, должны вручную прописать их в реестре - не слишком удобно. Да и сами настройки очень ограничены. Скажем, отсутствует опция по отключению V-sync.
Все три материнские платы работали гладко и без крахов во время всего периода тестирования, как при использовании встроенных графических ядер, так и при установке внешних карт AGP. Только плата Soltek SL-75RN продемонстрировала некоторые проблемы при обратном переключении к встроенному ядру после снятия внешней карты AGP. Нам пришлось сбросить BIOS, что активировало встроенный графический процессор nForce 2. Ни у Gigabyte GA-8IG 1000 PRO (i865G), ни у Shuttle FS51 (SIS651) мы не заметили подобных проблем при переключении с внутреннего графического процессора на внешний и обратно. Похоже, в BIOS Soltek присутствует небольшая ошибка.
Все платы работали с памятью DDR333, почти с идентичными задержками. Печально, но версия чипсета на Shuttle FS51 не поддерживает технологию Intel Hyper-Threading. Впрочем, в любом случае вряд ли соответствующая поддержка улучшила бы слабую графическую производительность. Плата показала низкую производительность в Sysmark, что может быть связано с меньшей пропускной способностью одноканального интерфейса памяти.
Игроманы отдыхают: если вы желаете использовать ПК для игр, то вам не следует подключать монитор с подобным разъёмам VGA.
Качество картинки тестируемых плат сильно различалось. Лишь одна плата, а именно Gigabyte на платформе i865G, смогла дать приличную картинку на 1600x1200-85 Гц. Обе платы Soltek nForce 2 и Shuttle SIS651 дали картинку, которая вряд ли подойдёт для работы на таком разрешении. Хотя при переключении на 1280x1024-85 Гц качество улучшилось, мы всё ещё не рекомендуем работать на таком разрешении длительный период времени. Впрочем, при 1024-768-85 Гц качество картинки было приемлемым.
Не следует думать, что подобные выводы присущи всем интегрированным решениям, поскольку производитель материнской платы ответственен за VGA-выход, а разные производители используют разные дизайны. Что интересно, на данную проблему влияет стандарт излучения CE, который стоит на пути лучшего качества сигнала - по крайней мере, когда на кон ставится цена. Поскольку материнские платы с интегрированной графикой часто устанавливаются в готовые ПК, а производители этих компьютеров борются за минимальный уровень электромагнитного излучения, то вряд ли на рынке существует много плат со встроенной графикой, отличающихся как низкой ценой, так и хорошим качеством сигналов. Не забывайте, что мы имеем дело с подходом минимальной цены, который заметно портит качественные характеристики продуктов - фактически, создать высококачественные компоненты по низкой цене не представляется возможным.
Нельзя сказать, что эта проблема характерна только для встроенной графики. Она также присуща и дешёвым раздельным видеокартам, как доказывает наш Radeon 9200 от Connect 3D. Данную карту мы выбрали в качестве эталона "бюджетной" карты за $50, при этом она даёт очень высокое замыливание, которое вряд ли можно назвать приемлемым. И это при удивительно низком разрешении - 1024x768-60 Гц.
Как мы заметили, дешёвые раздельные графические решения не всегда являются лучшим решением в отношении качества изображения по сравнению с интегрированной графикой. Но, опять же, всё зависит от модели. Карта на Radeon 9200 от другого производителя, например, даёт вполне приемлемое качество изображения.
Тестовая конфигурация
Система 1 - Intel 865G | |
Материнская плата | Gigabyte GA-8IG 1000 PRO |
Процессор | Intel Pentium 4 3,06 ГГц Hyper-Threading включена 533 МГц FSB |
Память | 2x 256 Мбайт DDR333 CL2 Два канала |
Система 2 - nVidia nForce 2 | |
Материнская плата | Soltek SL-75MRN |
Процессор | AMD Athlon XP 3000+ |
Память | 2x 256 Мбайт DDR333 CL2 Два канала |
Система 3 - SIS651 | |
Материнская плата | Shuttle FS51 |
Процессор | Intel Pentium 4 3,06 ГГц 533 МГц FSB |
Память | 2x 256 Мбайт DDR333 CL2 Один канал |
Драйверы и конфигурация | |
Графический драйвер | Detonator FX v45.23 ATI Catalyst v3.6 |
Видеокарты | Radeon 9200 SE 64MB Radeon 9800 PRO 256MB |
Версия DirectX | 9.0b |
ОС | Windows XP Professional SP1 |
Тесты | |
Version 2225 Antalus Flyby |
|
Quake III Team Arena | Patch V1.32 Custom Timedemo |
Serious Sam Second Encounter | Retail Version v1.07 (Demo: Valley of the Jaguar) |
3DMark 2001 SE | Version 3.3.0 |
Aquanox2 Revelation | Retail Version v2.159 |
Bapco Sysmark 2002 |
Учитывая высокую цену на Radeon 9800 PRO, включение этой карты в тестирование не выглядит честным, напоминая сравнение трёхколёсного велосипеда с "Феррари". На самом деле мы не пытались сравнивать Radeon 9800 PRO с другими чипами, мы просто желали показать возможности современных графических чипов, а также большое отставание интегрированных решений.
Тесты
UT 2003 является известной "стрелялкой" последнего поколения. В целом, её 3D-движок представляет собой расширенный движок DirectX 7 с некоторым добавлением функций DirectX 8. В некоторых случаях, типа отображения ландшафта, движок использует пиксельные программы v1.1 или v1.4, в зависимости от аппаратной поддержки. Движок "Unreal Engine" находится в стадии постоянной доработки, то есть в него вносятся дополнения и улучшения. За последние несколько лет были изданы игры с различными версиями движка - см. wiki.beyondunreal.com для получения подробной информации.
Мы протестировали игру при выставлении максимальных опций детализации, чтобы по максимуму нагрузить графические процессоры. В качестве теста использовалось timedemo Antalus Flyby.
Intel i865G даёт очень плохой результат в UT 2003, хотя SiS 651 не слишком лучше. Лишь nVidia nForce 2 может "состязаться" с Radeon 9200. При разрешении 1600x1200 Radeon 9800 PRO оказывается в 31 раз быстрее, чем Intel i865G. Даже при разрешении 1024x768 множитель составляет 13. Если оценивать по частоте кадров, то в UT 2003 можно играть только на nForce 2 IGP.
Движок "Serious" использует OpenGL, но также поддерживает и Direct3D. Технологически он тоже принадлежит к поколению DirectX 7, то есть не в полной мере поддерживает вершинные и пиксельные программы. Поскольку движок использует карты затенения и текстуры высокого разрешения, он способен в полной мере нагрузить даже high-end карты и процессоры при включении максимальной детализации. Именно это мы и сделали.
Хотя по спецификациям ядро SIS Real256 имеет полную поддержку OpenGL ICD, этот драйвер отказался работать на SIS651. Так что показанные результаты были получены с помощью DirectX. Мы использовали специальный игровой режим тестирования и демо "Valley of the Jaguar".
Ни один из интегрированных графических процессоров не показал в Serious Sam убедительные результаты. Хотя nVidia nForce 2 оказалась примерно в два раза быстрее i865 и SiS651, на этот раз это ядро не смогло приблизиться к Radeon 9200. Производительность Radeon 9800 несколько снижается, поскольку игра очень сильно нагружает центральный процессор компьютера. При 1600x1200 в Serious Sam мы не получили результаты для i865, поскольку частота кадров была слишком низкой.
Aquanox 2: Revelation - это первая доступная на сегодня игра, которая использует пиксельные и вершинные программы DX9. Функциональность DX9 добавляется игре через патч v2.159, который был выпущен в апреле 2003 года. Но даже до него несколько бета-патчей уже добавляли программы DX9. Примечание: немецкая версия игры вышла в начале этого года, в то время как американская - чуть позже.
Мы протестировали игру с помощью встроенного счётчика кадров и заставки "Lopez" Treasure". Для данного теста мы понизили уровень детализации.
В Aquanox 2 нельзя играть на любом интегрированном графическом ядре. Впрочем, Intel i865G смог удивительно хорошо состязаться с nForce 2. И вновь для i865G на высоком разрешении мы не получили результатов, поскольку скорость оказалась слишком маленькой.
Мы можем сделать заключение, что встроенной графики недостаточно для современных игр, использующих программы-шейдеры DirectX 8 и DirectX 9, а также содержащие большое количество эффектов. Ни один из интегрированных графических процессоров, использованных нами, не смог выполнять программы-шейдеры, барьером явился высокий уровень сложности игр.
Если Quake 3 уже не такая молодая игра, многие сегодняшние игры всё ещё используют движок Quake 3. Поскольку тестирование их скорости работы выходит за рамки данной статьи, мы решили выбрать Quake 3 в качестве полномочного представителя данного "класса". Движок OpenGL не использует какие-либо программы-шейдеры, опираясь лишь на T&L в некоторых частях.
Мы протестировали игру с максимальным уровнем детализации, используя нами же записанную timedemo.
Даже в такой стареющей игре i865 и SIS651 не смогли дать уровень производительности, при котором можно нормально играть. nVidia nForce 2, с другой стороны, прекрасно себя показывает и даже обгоняет Radeon 9200 на высоких разрешениях, хотя и ненамного. Все решения отстают от Radeon 9800 PRO на огромное расстояние.
Старая версия 2001SE (build 330) MadOnion 3DMark использует T&L и содержит тест с функциями DirecX 8, влияющий на конечный результат. Вряд ли имеет смысл использовать 3DMark2003 для наших графических решений, поскольку они относятся к классу DirectX 7 и смогут отобразить только один из четырёх тестов пакета.
Нас удивила сравнительно высокая производительность i865G в этом тесте, особенно учитывая тот факт, что она не отражается на реальных тестах игр. И вновь, ни одно из встроенных графических решений не смогло достичь производительности раздельной карты: Radeon 9200 с поддержкой DX8. Это также, в некоторой степени, связано и с отсутствием у них поддержки DirectX 8, поскольку она необходима для запуска игрового теста 4.
В завершение мы решили проверить производительность под Windows. Нам было интересно увидеть, как использование встроенной графики влияет на производительность обычных офисных приложений. Для тестирования мы выбрали Bapco Sysmark 2002.
Как показывают результаты, ни один из встроенных графических процессоров не даёт сильное снижение производительности в Sysmark. Только SIS315 немного понизил результат.
Заключение
Если вы планируете использовать компьютер для игр, или в роли рабочей станции, то вам лучше не обращать внимания на встроенную графику. Производительность Intel i865G Extreme Graphics даже близко нельзя назвать приемлемой в игровом окружении, так что мы до сих пор удивляемся наличию слова "Extreme". Возможно, его следует понимать как "экстремально медленный"?
Впрочем, решение SIS315/Real256 оказалось ещё медленнее. Помимо этого, у чипа возникли проблемы с драйвером под Serious Sam, несмотря на его продолжительное существование на рынке. Впрочем, для не слишком новых игр nVidia nForce 2 может служить приемлемым решением. Но в новые игры на nForce 2 всё же не поиграешь - они работают слишком медленно. То же самое относится и к опциям повышения качества картинки, типа FSAA и анизотропной фильтрации.
Так что у игроманов не остаётся никакого другого выбора, кроме покупки добавочной видеокарты. По крайней мере, все протестированные нами платы предоставляют возможность модернизации путём добавления карты AGP. Если со средствами у вас напряжённо, то вы всегда можете отложить покупку карты AGP на более поздний срок. Будьте осторожны: в магазинах продаётся множество компьютеров, которые не имеют слота AGP. Так что не забудьте проверить спецификации перед покупкой.
Впрочем, если вы планируете использовать ваш компьютер в офисном окружении, то ситуация иная. Мы не обнаружили каких-либо существенных падений производительности при использовании встроенных чипов. Что касается качества изображения, то наилучший результат дала плата Gigabyte на i865. Однако мы вновь вынуждены повторить, что качество сигнала полностью зависит от дизайна платы, выбранного производителем.
Если вы заинтересованы в покупке компьютера со встроенной графикой, мы рекомендуем сначала оценить качество картинки чипа, используя хороший монитор при разрешении не меньше 1280x1024-85 Гц. Как мы уже упоминали выше, наша эталонная добавочная карта Connect 3D Radeon 9200 также дала слишком размытую картинку, так что использование внешних карт не всегда автоматически гарантирует лучшее качество. Примечание: качество картинки не всегда связано с чипом, используемым производителем. Чаще всего проблемы наблюдаются на ограниченных партиях плат, будь то встроенные решения или внешние. Так что покупка данных компонентов через Интернет становится проблематичной, ведь покупатель не имеет возможности протестировать продукт перед его приобретением.
Если посмотреть в хрустальный шар, пытаясь узнать будущее встроенных графических решений, мы можем дать стандартную фразу: будущее в тумане. С выпуском RS300 (Radeon 9100 IGP) ATi выведет на рынок первый интегрированный чип с поддержкой DirectX 8.1, базирующийся на дизайне Radeon 9000 - см. Предварительный обзор: ATi Radeon 9100IGP (RS300) для Pentium 4 для получения подробной информации. Сможет ли этот чип конкурировать с добавочными картами - покажет будущее.
Туннель интегрированной графики в архитектуре AMD HyperTransport для процессора Hammer позволяет передавать данные со скоростью до 6,4 Гбайт/с.
Мы также становимся свидетелями интеграции контроллера памяти в сам центральный процессор, что может создать ещё одну проблему для встроенной графики в будущем, поскольку графический чип больше не сможет осуществлять прямой доступ к памяти. Пропускная способность интерфейса AGP, который будет использоваться вместо прямого доступа, составляет на сегодня 2,1 Гбайт/с (AGP8x), что существенно меньше 6,4 Гбайт/с двухканального интерфейса DDR 400. Даже PCI-Express не станет альтернативой в ближайшем будущем - 16x графический интерфейс, с которым дебютирует шина, имеет пропускную способность 4 Гбайт/с и пиковую - 8 Гбайт/с. AMD, с другой стороны, уже приготовила решение: туннель интегрированой графики, использующий AMD HyperTransport (см. иллюстрацию выше).
В целом, мы ждём появления решения от компаний-изготовителей чипсетов. Возможно, в действие вступит отлаженная технология HyperTransport?
Любой компонент компьютера подключается или интегрируется в системную плату. Каждый из компонентов создан чтобы выполнять свою функцию: процессор считает, графический адаптер – выводит на экран изображение, сетевой адаптер – соединяет с сетью.
Внешний вид чипсета Intel H 170 без радиатора охлаждения
Чипсет (от англ. Chipset) – технический термин (Chip – чип, микросхема; Set – набор, установка), означающий набор микросхем, связывающий независимые компоненты на материнской плате.
Главный чип на материнской плате – это процессор (ЦПУ), он отдает команды остальным устройствам, но не может сделать это напрямую. Чипсет связывает ЦПУ с остальными системами: оперативной памятью (ОЗУ), системой ввода вывода, адаптерами и контролерами периферийных устройств. Связь осуществляется через систему шин.
Общая схема чипсета материнской платы
Для соединения с разными компонентами служат разные шины:
Чипсет контролирует только взаимодействие систем, но не вмешивается в их работу.
Чипсет определяет:
Чипсет обеспечивает: быстродействие, расширяемость и стабильность работы в разных режимах компьютера.
Чипсет состоит из одной двух или более микросхем. Микросхемы называются мостами (c 1995 года). Традиционный чипсет – двухмостовый. В двухмостовом сегменте чипсет разделен на северный и южный мост.
Северный соединяется непосредственно с процессором и памятью. Южный с одной стороны – с северным через внутреннюю шину, с другой с периферийными контроллерами: слотами расширения PCI; контроллерами женских дисков SATA, IDE; контроллером Ethernet, Audio контроллером и ППЗУ (BIOS).
Схема двухмостового чипсета
В основе каждого моста – контроллер-концентратор.
У северного – это концентратор памяти, который соединен с ЦП через системную шину (FSB для процессоров Intel, HyperTransport для AMD) и обеспечивает взаимодействие ЦП и памяти. Иногда в эту связку добавлена графическая подсистема, которая связана с чипсетом через PCI-Express.
У южного – концентратор ввода-вывода. С ЦП общается через посредника – северный мост. Руководит взаимодействием ЦП и контроллеров жестких дисков (SATA, IDE, SCSI), твердотельных накопителей USB.
Двухмостовый чипсет AMD 760M
Материнская плата MSI на одночиповой конфигурации чипсета Intel H110
Более современная модель чипсета – одномостовая или одночиповая, где северный мост совмещен с процессором. За счет совмещения:
Если вам из магазина привезли компьютер, подключили и настроили и вас просто грызет любопыство, то зайдите в диспетчер устройств операционной системы откройте список системные устройства.
Строчка со словом Chipset и будет вашим чипсетом:
Название чипсета в диспетчере устройств
Если драйвера никакие не установлены, другой способ – прочесть это открыть техническую документацию к материнской плате и прочитать там. Можно прочитать и на коробке. «Имя» чипсета в полном наименовании товара идет после марки производителя:
MSI H110 VD-PRO, ASRock Fatal1ty Z170 Professional Gaming i7, MSI 970 GAMING.
Если коробка потерялась, а инструкцией и технической документацией вы растопили печь в холодную ночь, можно открыть системный блок и посмотреть на материнской плате. Название чипсета на материнской плате трудно не заметить.
Самый простой вариант - это воспользоваться утилитой AIDA64. Скачиваете программу с
Если сравнить скорости развития дискретных графических процессоров и интегрированной графики, то может показаться, что встроенные графические решения находятся в каком-то другом мире, где время течет медленно и степенно, в отличие от изменчивого и динамичного рынка игровых видеокарт.
1 слот AGP 4x/8x, 5 слотов PCI, 1 слот Wi-Fi;
1 разъем UDMA 66/100/133 + 2 разъема SATA c RAID0/1/0+1 (SiS 180);
1 разъем IEEE1394 (VIA6307);
1 разъем RJ45 10/100/1000 BASE-T Ethernet (Marvell 88E001);
3 звуковых разъема LineOut/Line In/Mic (ADI AD1888);
1 разъем VGA, 1 разъем S-Video, 1 разъем RCA;
1 разъем LPT, 1 разъем COM (на выносной планке), 4 + 2 разъема USB
Аппаратная поддержка шейдеров DirectX 8.1;
Поддержка билинейной, трилинейной и анизотропной (до 16х) фильтрации текстур;
Наложение до 6 текстур за один проход;
Полноэкранное сглаживание 2х..6х методом суперсэмплинга;
RAMDAC с точностью 10 бит на канал и частотой преобразования 300 МГц.
Socket 478 для процессоров Intel Pentium 4 / Celeron с FSB 400/533/800 МГц;
2 разъема UDMA 66/100 (IXP150);
1 разъем RJ45 10/100 Fast Ethernet (RTL8100C);
1 разъем VGA;
1 разъем LPT, 1 разъем COM, 4 разъема USB.
2 пиксельных конвейера с одним текстурным модулем в каждом;
Наложение до 2 текстур с билинейной фильтрацией или 1 текстуры с трилинейной фильтрацией за один проход;
Аппаратная поддержка компенсации движения и iDCT при воспроизведении DVD;
RAMDAC с частотой преобразования 333 МГц.
Socket 478 для процессоров Intel Pentium 4 / Celeron с FSB 400/533/800 МГц;
2 слота (1 канал) для модулей памяти DDR SDRAM PC2100/2700/3200;
1 слот AGP 4x/8x, 3 слота PCI;
1 разъем RJ45 10/100 Fast Ethernet (VIA VT6103);
3 звуковых разъема LineOut/Line In/Mic (AD1888);
1 разъем VGA;
1 разъем LPT, 1 разъем COM, 4 разъема USB 2.0.
Наложение до 4 текстур за один проход;
Компенсация движения при воспроизведении DVD;
Socket 478 для процессоров Intel Pentium 4 / Celeron с FSB 400/533/800 МГц;
4 слота (2 х 2 канала) для модулей памяти DDR SDRAM PC2100/2700/3200;
1 слот AGP 4x/8x, 3 слота PCI;
2 разъема UDMA/ATA 66/100;
2 разъема SATA 150;
1 разъем RJ45;
3 звуковых разъема LineOut/Line In/Mic (AD 1985);
1 разъем VGA;
1 разъем LPT, 1 разъем COM, 4+4 порта USB 2.0
2 пиксельных конвейера с двумя текстурными модулями в каждом;
Поддержка билинейной, трилинейной и анизотропной (до 2х) фильтрации текстур;
Поддержка полноэкранного сглаживания методом суперсэмплинга и мультисэмплинга c числом сэмплов 2..4;
Аппаратная поддержка T&L;
Аппаратная поддержка компенсации движения, IQ и iDCT при воспроизведении DVD;
RAMDAC с частотой преобразования 350 МГц.
2 слота (2 канала) для модулей памяти DDR SDRAM PC2100/2700/3200;
1 слот AGP 4x/8x, 3 слота PCI;
2 разъема UDMA/ATA 66/100/133;
1 разъем RJ45 10/100 Ethernet (Realtek 8201BL);
3 звуковых разъема LineOut/Line In/Mic;
1 разъем VGA + (на внешней планке) 1 разъем RCA+ 1 разъем S-Video;
1 разъем LPT, 1 разъем COM, 4 разъема USB 2.0;
Socket A для процессоров AMD Athlon/Duron c FSB 200/266/333 МГц;
2 разъема UDMA/ATA 66/100/133;
1 разъем RJ45 10/100 Fast Ethernet (Realtek 8201BL);
3 звуковых разъема LineOut/Line In/Mic (ALC655);
1 разъем VGA;
1 разъем LPT, 1 разъем COM, 2+4 разъема USB 2.0;
1 пиксельный конвейер с двумя текстурными модулями;
Поддержка билинейной и трилинейной фильтрации текстур;
Наложение до 2 текстур за один проход;
Компенсация движения и iDCT при воспроизведении DVD;
RAMDAC с частотой преобразования 250 МГц.
Socket A для процессоров AMD Athlon/Duron c FSB 200/266/333 МГц;
2 слота (1 канал) для модулей памяти DDR SDRAM PC2100/2700;
1 слот AGP 4x/8x, 3 слота PCI, 1 слот CNR;
2 разъема UDMA/ATA 66/100/133;
1 разъем RJ45 10/100 Fast Ethernet (VIA VT6303);
3 звуковых разъема LineOut/Line In/Mic (AD1980);
1 разъем VGA;
1 разъем LPT, 1 разъем COM, 4+2 разъема USB 2.0;
Процессор 1: Intel Pentium 4 3000 MHz (Northwood, FSB 800 MHz)
Процессор 2: AMD Athlon XP 3000+ (Barton, FSB 333 MHz)
Оперативная память: 2х512 MB TwinMOS PC3200 CL 2.5
Windows XP Pro+ SP1;
DirectX 9.0b;
VIA KM400:
Ожидания подтвердились: все интегрированные чипсеты, кроме SiS661FX и VIA KM400, показали практически безупречные изображения. Даже SiS661FX и VIA KM400 выдали картинки, намного более качественные, нежели изображения, полученные при подключении CRT-монитора в разрешении 1280х1024.
До последнего времени материнские платы на наборах микросхем высокой интеграции были "вещью в себе". Они производились, на их основе выпускались материнские платы, но, как правило, подобная продукция применялась разве что в офисных компьютерах из-за невысокой производительности и слабых возможностей модернизации. Однако осень 1999 года оказалась тем временем, когда к интегрированным решениям начали присматриваться многие пользователи. Основными причинами этого является следующее:
Таким образом, желающие приобрести недорогой компьютер оказались в сложном положении: им нужно было либо тратить большие (нежели раньше) средства на платы на ZX, либо ориентироваться на VIA Apollo Pro ("заклейменный" за невысокую производительность), либо присматриваться к платам на интегрированных SiS620 или Intel i810.
Впрочем, те, кто использовал компьютер только как рабочий инструмент, к чипсетам от SiS всегда приглядывался и материнские платы, их содержащие, случалось, покупал. Но процент решивших рискнуть и взять не пойми что не первой на рынке фирмы, притом, что больше ни одна подобных изделий не выпускала, всегда был невелик. Теперь же интерес к интегрированным чипсетам вырос, причем и к производимым SiS, несмотря на появление конкуренции, тоже: если подобные чипсеты делают все (SiS, Intel, VIA, Ali), значит, что-то в этом есть.
То, что данные чипсеты раньше практически игнорировались, сыграло дурную шутку - информации по ним очень мало. Вот я и решил несколько восполнить данный пробел.
Итак, интересен был вопрос: какой интегрированный чипсет из двух активно применяющихся лучше. Кроме того, хотелось определить, есть ли смысл брать плату на одном из них или лучше все-таки потратить деньги на более привычную связку из ZX и недорогой видеокарты.
Для выяснения этих вопросов, я взял четыре материнских платы от ASUS. Почему именно ASUS? Просто данная фирма производит весь спектр интересующих плат, а испытывать продукцию одного производителя хотелось для того, чтобы более-менее объективно оценить соотношение цена/производительность. Пусть ASUS по цене, мягко говоря, выбивается из общего ряда, но интересовали качественные оценки, которые не изменятся при ориентации на другого производителя. Что именно испытывалось?
Плата на базе i440ZX. Очень близка (если не сказать "почти идентична") к привычным P2B/P2-99 за исключением форм-фактора и разъема процессора. На себе несет: 3 слота PCI, 1 ISA, 1 AGP, 3 слота DIMM (правда, из-за применения ZX общий объем памяти ограничен 256 Мбайтами и в третий слот нельзя вставлять двухбанковые модули). Вместо джамперов, привычных по слотовым платам ASUS, на этой установлены DIP-переключатели. В отличие от большинства новых материнских плат от ASUS, снабжена проверенной временем версией BIOS Award 4.51 (я использовал прошивку 1010).
В паре с этой платой использовался видеоадаптер ASUS AGP-V3200/16M на базе 3dfx Banshee. Я не стал пытаться подогнать результаты к одной из других плат, устанавливая видеокарту на базе i740 или SiS6326 по одной простой причине: они уже полностью устарели как отдельное видеорешение, так что мечтать об их приобретении в здравом уме невозможно. Banshee конечно тоже не мечта, зато карта давно изученная со всех сторон, поучаствовавшая в разных тестированиях, так что по ее результатам выводы сделать можно. Да и по цене связка MEZ+V3200 не так уж далека от MEW (впрочем, о ценах в конце).
Одна из лучших плат на базе i810-DC100 (с 4 Мбайтовым дисплейным кэшем), уже хотя бы потому, что ASUS предусмотрел варианты с ISA-слотами, польза от которых пока есть, например, при апгрейде старого компьютера. Испытывалась модель MEW P6I1 - 6 слотов PCI, 1 ISA, 1 AMR, 3 слота DIMM (до 512 Мбайт ОЗУ, третий слот - только под однобанковые модули), в форм-факторе АТХ. Чипсет поддерживает UDMA/66, так что в комплекте с платой идут 2 EIDE кабеля - 40- и 80-жильный. Данная плата снабжена BIOS Award 6.0 (применялась прошивка 1003) и может конфигурироваться как DIP-переключателями, так и из BIOS.
На чипсете SiS620. Имеет форм-фактор Baby AT, и, в связи с эти 4 слота PCI и 2 ISA. На плате имеются 3 полноценных разъема под DIMM, так что максимальный объем памяти составляет 768 Мбайт. На кабелях немного сэкономили - стандартный EIDE-шлейф отсутствует, есть только 80 жильный. К счастью, не сэкономили на выходах USB и мыши PS/2. Несмотря на применение Award 6.0 (прошивка 1004), конфигурировать плату можно только DIPами.
Особенностью данной платы является наличие 8 Мбайт видеопамяти, что позволяет не использовать режим UMA, сильно замедляющий работу.
Ранее называлась MES. Практически эквивалентна предыдущей плате, за исключением следующего: форм-фактор АТХ, 5 слотов PCI, отсутствие видеопамяти. Тестировать именно ее я не стал, после того, как выяснилось, что ME-99B/8M можно также одним переключателем перевести в режим UMA, в котором результаты этих плат эквивалентны.
Остальные компоненты были такими: процессор Intel Celeron 333 (применялся как в штатном режиме, так и на частоте 500 МГц), 64 Мбайт РС100 SDRAM, винчестер Fujitsu MPD объемом 6 Гбайт, звуковая карта SB Live! Value. Из программного обеспечения: Windows 98 SE PE, DirectX 7.
Как видно, по скорости безоговорочным победителем оказалась связка MEZ+V3200, а явным аутсайдером - ME-99B в режиме UMA. Ничего удивительного в последнем нет - данный режим работы сильно снижает скорости работы процессора с памятью.
Интересный результат показала MEW: если с процессором на частоте 333 МГц она уверенно обогнала ME-99B в режиме UMA и не очень сильно отстала от остальных плат, то на 500 МГц превышение было скромным, зато отставание от лидера немалым. Это объясняется тем, что память на платах с i810 в обоих режимах работает на частоте 100 МГц (MEW имеет режимы с частотой памяти менее 100, но частота PCI всегда задается как 1/3 от памяти со всеми вытекающими отсюда последствиями). Плата же на SiS сумела значительно улучшить свои показатели при частоте 100 МГц за счет того, что при этом пропускная способность шины памяти становится уже более близкой к той, что необходима для функционирования режима UMA.
И еще "из жизни плат": сначала я хотел провести тестирование в "истинном цвете", благо последней становится все более популярным, а для многих видеоадаптеров результаты уже не отличаются (даже в цифрах) независимо от глубины цвета (16, 24 или 32 бит). Это в частности верно для Banshee и практически верно для Intel 740, на базе которого изготовлена графическая часть i810. SiS620 тоже не является исключением из этого правила, но… лишь при наличии видеопамяти. В режиме UMA происходило, как это принято говорить в англоязычных странах: "dramatically performance decrease" - на Celeron 333 результат МЕ-99В в UMA режиме при 32-х битном цвете составляет всего 7.75! Поэтому пришлось всех тестировать в режиме 1024х768х16bpp x85Hz.
Но все-таки Winstone не совсем подходит как хороший тест на скорость: в конце концов, в офисе наверняка вполне достаточными окажутся результаты ME-99 даже в UMA-режиме и даже с процессором частотой 300-333 МГц.
Винчестер Fujitsu MPD поддерживает режим UDMA/66, причем именно так он и определялся MEW и ME-99B при подключении 80-и жильного кабеля. А вот результаты оказались несколько странными: встроенный в ZX контроллер, поддерживающий только UDMA/33, оказался быстрее согласно Winbench 98. Причем если результат i810 близок к ZX, то SiS620 значительно отстал, особенно на Hi-End операциях. А виной тому драйверы: последняя версия BIOS и последние драйверы для MEW так и не обрели поддержки UDMA/66. С SiS ситуация еще хуже тоже по вине драйверов: последняя версия BusMaster просто наглухо "убивает" Windows, поэтому тестировать пришлось с поставляемой с платой. Впрочем, к большим потерям это не привело: даже самая "свежая" версия для Windows 9X от SiS все равно не поддерживает UDMA/66. Более того - согласно многочисленным отзывам, нормально функционируют только версии для Windows NT и Linux. Возможно, что под этим ОС SiS работал бы быстрее.
И еще пара слов в защиту ME-99B и MEW. Возможно, что одним из виновников невысокого быстродействия этих плат является "сырая" версия BIOS Award 6.0. Во всяком случае, именно она является причиной того, что ASUS P3B-F (где также используется эта версия) на дисковых операциях отстает от P2B-F (где, как и в MEZ, применяется 4.51).
Но, как бы то ни было, приходится констатировать факт: если основной причиной, по которой вам интересен i810 или SiS620, является встроенный UDMA/66-контроллер, придется давать "обратный ход". Поддержка в чипсете есть, кабели в комплекте с платами есть, но практической пользы от всего этого пока нет.
Казалось бы, Celeron 333 это всегда Celeron 333, а Celeron 500 - всегда Celeron 500. Однако интегрированных чипсетов сие не касается, в особенности SiS. Виной тому скорость работы с памятью, что особенно сильно заметно в UMA-режиме, когда чипсету еще приходится "задумываться" о работе видеоадаптера. В результате получается, что Celeron 366 на плате с ZX на целочисленных операциях способен конкурировать с Celeron 500 на SiS620 в UMA, причем о конкуренции можно говорить только если эти 500 получен как 5х100 - при частоте на шине памяти 66 МГц платы на SiS еле шевелятся, что хорошо видно по результатам Winstone99 и CPUMark32.
А почему же тогда i810 медленней ZX? По-видимому, виновата поддержка асинхронной шины памяти: отношение FSB:MEM может составлять как 1:1, так и 2:3. Чипсет SiS620 тоже поддерживает асинхронные режимы (кроме вышеприведенных есть еще и 3:2) и тоже медленней чисто синхронных BX и ZX. Кстати: Apollo Pro, неоднократно обруганный именно за медленную работу с памятью тоже поддерживает асинхронные режимы работы. Напрашиваются неприятные выводы.
Результаты FPUMark приводить не буду - они зависит только от процессора, так что разница - в пределах погрешности.
А вот любимый народом Quake2 (я посмотрел результаты и на demo1, и на Crusher, но привожу данные только по Massive 1 - по-моему их вполне достаточно). Что можно сказать? То, что переход с частоты 333 МГц на 500 слабо сказывается на результатах Voodoo Banshee далеко не новость. Однако пользователи плат на ZX к видеокарте не привязаны, а свободны в своем выборе. А вот то, что получилось у i810, производит безрадостное впечатление: несложно заметить, что "точка насыщения" у этого чипа лежит примерно там же, где и у Banshee, при существенно более низкой производительности. В общем, ставь на i810 хоть гигагерцовый Coopermine - Celeron 333 с Banshee будет работать не хуже. Насчет возможностей модернизации позже.
Почему здесь нет результатов для SiS620? Потому что их и результатами назвать-то трудно. Даже при разрешении 640х480 этот чип даже на demo1.dm2 дает около 6 FPS на Celeron 333 и порядка 9.5 на Celeron 500. Картинка вполне симпатичная, так что приятно постоять в Quake 2 можно, а вот побегать уже никак; если только в программном режиме.
Про возможности ZX в этом плане знают все, так что пара слов о других платах. MEW просто поражает обилием частот между 66 и 100 МГц. Правда есть одна тонкость: если выставлять режим как 2:3:1 (FSB:MEM:PCI), то понадобится хорошая память, а если как 3:3:1, то в режимах с частотой до 90 МГц получится слишком низкая частота шины PCI. Что касается частот выше 100 (вдруг пригодятся в ближайшее время), то такой приятной вещи, как соотношение FSB:PCI 4:1 как у многих плат на BX и ZX здесь не наблюдается - частота PCI всегда равна 1/3 частоты памяти, а вторая не меньше, нежели частота FSB.
С ME-99 все по-другому. Несколько не радует отсутствие частоты 83 МГц, хотя с учетом большого количества проблем с PCI-устройствами при частоте шины более 40 МГц ее отсутствие можно считать вполне оправданным. Зато наличие частот 90 и 95 МГц при делителе на PCI равном 3 очень полезно (как же этого все-таки не хватало на BX/ZX). Выше 100 тоже все превосходно: PCI тактируется как 1/3 либо 1/4 от FSB, а память - либо 1:1, либо 2:3, что позволяет использовать не работающую на 100 МГц память даже при 133 МГц на FSB (с учетом нынешних цен на память большой плюс для владельцев DIMM первых партий). Однако с асинхронными режимами не все гладко: я хотел протестировать и режимы 66/100 (для более корректного сравнения с i810) и 100/66 (если кому для апгрейда), но столкнулся с устойчивым зависанием тестовых программ. Причем все остальное спокойно работало (специально проверял, гоняя машину по несколько часов), отсутствовали проблемы в режиме 100/100, а вот в этих - никак. Может тому виной конкретные платы или версия BIOS, но протестировать не удалось.
Ни i810, ни SiS620 не позволяют устанавливать внешние AGP-карты - в этом их сходство. А теперь отличия: при наличии PCI-видеокарты плату на SiS проапгрейдить можно легко и непринужденно: встроенное видео отключается одним DIP"ом. После этого плата представляет собой нечто вроде ZX, но с асинхронной шиной памяти и "виртуальным" UDMA/66. Производительность при этом кстати возрастет, особенно если изначально использовалась плата без видеопамяти.
С Intel все гораздо хуже - отключить встроенное видео не удастся. В принципе, можно просто добавить PCI-видеоадаптер (для SiS данный вариант тоже возможен), однако такую конфигурацию потянут далеко не все операционные системы. Возможно и возникновение проблем даже с ОС, поддерживающими два видеоадаптера: дело это новое, до конца не изученное. Да и "живой труп" так и будет болтаться у всех под ногами, отъедая свой положенный мегабайт оперативной памяти (если речь идет о DC-100, в противном случае больше). В общем, я такой вариант модернизации склонен считать неприемлемым.
Согласно приведенной выше информации, платы выстраиваются в порядке предпочтительности в следующем порядке: MEZ, MEW, ME-99B/8M, ME-99. А теперь приведу цены фирмы, где эти платы брались на тестирование:
Последней, правда, нужен видеоадаптер. Что ж - Banshee сейчас стоит порядка 70 долларов (ASUS дороже, но можно взять и от другого производителя), STB Velocity 100 или что-нибудь на Vanta-M64 обойдется в еще меньшую сумму. В любом случае получится цена получится очень близкой к MEW. Вот вам и недорогой интегрированный чипсет i810!
Что касается плат на SiS, то конкурировать с платами без видеопамяти просто невозможно - я даже специально поглядел чему равны цены на еще оставшиеся в продаже MEL и MEL-C (на LX): даже с самым слабым видео их цена не меньше. Цена же на изделия с видеопамятью мне кажется несколько завышенной: конечно, производительность данного варианта выше, но рост стоимости на треть в данном случае важнее. Хотя если нужна быстрая плата для офисных и подобных приложений (не трехмерных игр, проще говоря), этот вариант, возможно, будет вполне подходящим.
ASUS MEW несколько нетипичный представитель семейства плат на i810: все-таки поддержка ISA цену увеличивает, да и DC-100 самый дорогой вариант чипсета. Я поинтересовался ценами других производителей и наткнулся на то, что платы на i810 всегда стоят дороже, нежели аналогичные на SiS620 с видеопамятью от того же поставщика. Вопрос: за что платить дополнительные деньги? В офисе производительность хуже, дома же возможностей i810 как трехмерного ускорителя скоро все равно будет недостаточно. Ах да - есть же еще АС"97 совместимый звук. Ну что ж: по своему характеру он недалеко уходит от ESS Solo-1, часто интегрируемого на платах с чипсетом SiS (кстати - для ASUS цена платы с этим аудиочипом всего на 10-11 долларов выше, чем без него). Даже сама фирма Intel устанавливает на свои платы на базе i810 дополнительный аудиоконтроллер, совсем не полагаясь на возможности встроенного в чипсет кодека. Выводы делайте сами.
SiS на мой взгляд будет на своем месте в офисе если в Super 7 деньги вкладывать уже неохота, а большие затраты тоже нежелательны. В этой области единственным конкурентом данного чипсета является SiS530 (тоже самое для Socket 7). Хорошим выбором он также будет для желающих модернизировать свой компьютер пользователей Pentium, вложивших средства в Voodoo2 (особенно в SLI-режиме): производительность данного ускорителя будет той же самой, что и при аналогичном процессоре на ZX (результаты, показанные сопроцессором, как уже было сказано выше, от чипсета не зависят). А если сейчас произойдет обвал цен на Voodoo2 (а в мире он уже идет, но только на оптовые поставки) до уровня где-нибудь долларов 30 за карту с 8 Мбайтами в розницу… Кроме того, не худший вариант и для того, кто собирает компьютер и планирует использовать карту на базе Voodoo3 или TNT: цена и производительность PCI-карт на этих чипах та же, что и в исполнении для AGP, а компьютер можно купить быстрее (пусть и поиграть некоторое время будет затруднительно, но все остальные функции РС выполнять будет и то время, пока будет идти сбор средств на видеокарту).
Выводы делайте сами. Может быть, вы решите, что более-менее пристойная поддержка трехмерной графики в i810 делает его более предпочтительным, нежели SiS620 (я лично думаю несколько иначе). Может быть, просто придете к мысли, что трата денег на привычную связку из ZX и внешнего видеоадаптера куда более оправдана, чем на покупку платы на любом интегрированном чипсете. В любом случае: на данный момент перед приобретением материнской платы на любом интегрированном чипсете стоит хорошо подумать, взвесить все "за" и "против"… однозначно здесь ничего посоветовать нельзя.
Может быть ситуация значительно исправится после прихода на наш рынок материнских плат на базе новых интегрированных чипсетов от VIA, Ali и SiS. По крайней мере последний (SiS630) сейчас достаточно высоко оценен западными обозревателями, в том числе и за быструю и качественную трехмерную графику. Может быть тогда один из этих чипсетов (а может и не один) можно будет однозначно рекомендовать для компьютера начального уровня. Может быть… Однако пока прежде, чем отдать деньги, нужно "отмерить" даже не семь раз (согласно поговорке), а семью семь.