Главная » Хобби » 2 х кассетный магнитофон. История советских аудиокассет. Старые кассетные аудио магнитофоны

2 х кассетный магнитофон. История советских аудиокассет. Старые кассетные аудио магнитофоны

Гордость и радость отечественного меломана конца прошлого века - кассетные магнитофоны - практически вышли из употребления с началом века XXI. Случилось бы это и раньше, но существовавшие с 1980-х годов компакт-диски могли быть записаны только в фабричных условиях. Но с появлением CD-R, когда каждый владелец компьютера мог записать диск с любимой музыкой в домашних условиях, аудиомагнитофоны перешли в категорию анахронизмов. Но спустя десятилетие начался новый, вполне закономерный процесс - техника, сохранившая достойный внешний вид и функциональность, обретает респектабельный статус ретро. Громоздкий магнитофон "Весна", покрытый облагораживающей патиной времени и окутанный флером ностальгии, кажется уже не старьем, а предметом, достойным музейной полки или места в частной коллекции.

Бобинный магнитофон - предтеча кассетного

Запись звука на магнитную ленту осуществлялась еще в девятнадцатом веке, а промышленное производство бытовых магнитофонов было освоено в 1940-х годах.

Постепенно технология записи была поднята на очень высокий уровень, но об удобстве использования говорить не приходилось. Громоздкие тяжелые приборы было затруднительно передвинуть с места на место, а во включенном состоянии бобинный магнитофон был совершенно нетранспортабелен. Бобины, на которые наматывалась магнитная лента, тоже не отличались компактностью, к тому же требовали от слушателя утомительных манипуляций всякий раз, как лента была прослушана до конца.

Рождение кассетников

Устранить этот недостаток были призваны кассетные магнитофоны. Появлению магнитных компакт-кассет (так они тогда назывались) мы обязаны фирме Philips, представившей эту свою разработку еще в 1963 году.

Теперь полтора часа музыкальных записей можно было носить в кармане. А чтобы прослушать вторую сторону, достаточно было вынуть кассету из магнитофона, развернуть и поставить обратно (впоследствии появились плееры, которые не требовали даже этого действия).

Уменьшился и размер магнитофона. Помимо стационарных моделей, появились портативные устройства на батарейках. Любимую музыку можно было слушать вне дома!

Борьба с шумами

Недостатком кассетных магнитофонов долгое время оставалось качество звука. Меньшая, в сравнении с бобинными собратьями, ширина ленты и скорость ее протяжки определяли шумность звука, делавшую мелодии малоразборчивыми. Решение нашел в 1969 году Рэй Долби, придумавший методику подавления шумов за счет внесения в запись искажений, которые будут нивелироваться при воспроизведении, благодаря чему звук становится относительно чистым.

Еще лучше зазвучали кассетные магнитофоны с появлением новых типов магнитной ленты с покрытиями на основе диоксида хрома и металлопорошковых технологий. Теперь кассетники могли предложить звук, качество которого устраивало не слишком взыскательных меломанов и годилось для бытовой звукозаписи. Взыскательные меломаны слушали пластинки, а по-настоящему важные записи все же делались на бобины.

Родственные устройства

Возможно, не все знают, что многие устройства, называемые в быту магнитофонами, таковыми вовсе не являются. Магнитофон - устройство "все в одном", которое может само записывать и воспроизводить звук. Близкими к нему являются:

  • Магнитофон-приставка (дека). Записывает звук и проигрывает кассеты, но для прослушивания записей его нужно подключить к внешнему усилителю и динамикам либо воспользоваться наушниками. Примером может служить магнитофон кассетный "Маяк-233".
  • Проигрыватель (плеер) умеет только воспроизводить запись. Плееры стали очень популярны после успеха компактного Sony Walkman.
  • Магнитофонная панель встраивалась в другие устройства: магнитолы, музыкальные центры.

Разновидности магнитофонов

Рынок магнитофонов был очень широк и неоднороден. Огромный ассортимент можно классифицировать по нескольким основаниям.

По качеству звучания выделяют обычные магнитофоны, HiFi (высокое качество звука) и HiEnd (высочайшее качество) технику. HiEnd магнитофоны появились на закате эпохи магнитных лент и оказались маловостребованными: меломаны как раз переходили с пластинок на CD.

Советские магнитофоны, как и прочая радиоэлектроника, подразделялись еще и на классы сложности: от нулевого (самого высокого) и далее. Класс сложности - это не только качество материалов и сборки, но еще и дополнительные возможности устройства.

По степени мобильности магнитофоны бывают стационарные и переносные. Среди кассетных магнитофонов большей популярностью пользовались переносные, хотя по качеству звучания они, как правило, уступали стационарным.

По характеру звучания выделяют моно- и стереофонические магнитофоны. Ради компактности портативные магнитофоны нередко делали монофоническими с одним динамиком. Таков был магнитофон "Весна-202".

По количеству скоростей протяжки магнитной ленты выделяли одно- и двухскоростные. Функция удвоенной скорости была полезна для сокращения времени копирования записи с кассеты на кассету.

Отдельно следует выделить появившиеся в 1977 году цифровые магнитофоны. Дорогие редкие приборы на короткое время заняли определенную нишу в сфере профессиональной звукозаписи.

В СССР выпуск кассетных магнитофонов был налажен несколько позже, чем на Западе, примерно в семидесятых годах прошлого века. Зато ассортимент не уступал зарубежному. Десятки предприятий по всему Союзу выпускали сотни разных моделей. От компактных монофонических "игрушек", вроде "Весны-309", до заслуживающих уважения надежных и приятных на слух устройств, к которым относился, например, кассетный магнитофон "Комета-225".

Производились в Советском Союзе и кассеты. Но если среди проигрывателей можно было выбрать вполне достойную модель, то качество отечественных кассет вызывало у тогдашних меломанов только отрицательные эмоции. Плохой звук, ломкая неремонтопригодная механика, короткая продолжительность записи на одну сторону - все это заставляло искать средства на импортные аналоги. В то время можно было приобрести кассеты фирм TDK, BASF, Maxell и некоторых других, но стоили они по меньшей мере вдвое дороже отечественных.

Зарубежная продукция в СССР

Кассетный магнитофон Sony, Panasonic, Philips или Sharp были мечтой советского потребителя. Вещь статусная и качественная стоила запредельных денег и доставалась с большим трудом, поскольку в широкую продажу не поступала. Если отечественный магнитофон стоил до нескольких сотен рублей, за импортный обеспеченные граждане готовы были отдать больше тысячи.

За что люди платили такие деньги, если, как говорилось выше, советская промышленность тоже выпускала вполне приличные модели? Во-первых, среди магнитофоном родом из СССР хорошим звуком отличались главным образом стационарные модели. Портативные же изделия не шли ни в какое сравнение с зарубежными аналогами. Более того, импортные переносные кассетники были намного легче даже самых скромных по габаритам (и убогих по звучанию) разновидностей "Весны".

Вторым важным фактором, по которому кассетные магнитофоны из Японии и Европы обыгрывали продукцию советской электротехнической промышленности, были дизайн и эргономика. Отечественная потребительская электроника внешне мало отличалась от технического оборудования из какой-нибудь научной лаборатории или заводского цеха. Запад же в этой области давно пошел другим путем: то, чем пользуется человек, должно быть удобным и приятным на вид.

Копирование звукозаписей

Одним из важнейших плюсов магнитофона является возможность сделать аудиозапись в домашних условиях. Магнитная лента дала людям возможность сохранить голоса близких и друзей, делать диктофонные записи, а еще копировать профессиональные фонограммы. Конечно, каждая новая копия уступала качеством исходнику, от чего голоса и мелодии со временем становились почти неузнаваемыми, но для своего времени это был огромный прогресс.

Копирование магнитных лент осуществлялось еще на бобинных магнитофонах: для этого было нужно два устройства и соединительный кабель. Примерно так же копировали и кассеты до тех пор, пока не появились двухкассетные магнитофоны. Зарубежные двухкассетники изначально проектировались, чтобы сделать копирование кассет максимально удобным. Как пример можно привести оснащенную функцией синхронного старта воспроизведения и записи модель RX-FT510 фирмы "Панасоник".

Кассетный магнитофон использовался для копирования записей не только в личных целях, но и в коммерческих. Аудиопираты обычно собирали конструкцию из нескольких дек, позволяющую записывать одновременно полдюжины кассет.

Портативный кассетный монофонический магнитофон третьего класса "Электроника-302"
Магнитофон ""Электроника-302"" выпускался до 1984 года. Основной завод который выпускал эту модель - Московский ""ТочМаш"", но думаю что магнитофон выпускал ещё какой-то
завод, его логотип на третьем магнитофоне. Магнитофон ""Электроника-302"" предназначен для записи и воспроизведения звука на магнитную ленту шириной 3,81 мм помещенную в кассету МК-60.
Он разработан на базе унифицированной модели ""Электроника-301"" отличаясь от неё применением новой динамической головки 1ГД-40 вместо 0,5ГД-30, ползунковых регуляторов громкости и тембра, более современным внешним видом. Номинальная выходная мощность усилителя магнитофона 0,8 Вт, диапазон рабочих звуковых частот 63...10000 Гц. Питается магнитофон от шести элементов 343 а через вставляемый в батарейный отсек блок питания и от сети переменного тока напряжением 127/220 В. Размеры магнитофона - 315х225х90 мм, вес 3,5 кг. Из-за претензий гарантийных мастерских на плохое качество ползунковых регуляторов, они вскоре были заменены на обычные угловые.
Магнитофон за годы выпуска претерпел много изменений в электрической схеме, в выходном каскаде усилителя ставили транзисторы и микросхему, корректировалась вся схема.

Кассетный магнитофон ИЖ-302.
Ижевский мотозавод. Выпуск 1982 год. Магнитофон создан на базе магнитофона ""Электроника-302"", учитывая модернизации. Он предназначен для записи или воспроизведения звука, с применением магнитной ленты, размещенной в кассете МК-60. Магнитофон ""ИЖ-302"" состоит из 3 основных узлов, размещенных в пластмассовом корпусе: ленто-протяжного механизма, усилителя и вкладываемого блока питания. Магнитофон позволяет производить: запись с микрофона МД-64М, радио или телевизионного приёмника, усилителя звуковой частоты, радиотрансляционной линии, электрофона и другого магнитофона; воспроизведение через встроенный громкоговоритель, усилитель звуковой частоты, внешнюю АС, головные телефоны - ТДС-3. Контроль уровня записи производится с помощью стрелочного индикатора. При воспроизведении и перемотках индикатор показывает напряжение питания. Магнитофон обеспечивает при записи или воспроизведении временную остановку носителя, которая осуществляется нажатием на клавишу временной остановки, при повторном нажатии на эту же клавишу возобновляется движение носителя. Выключение записи или воспроизведения, выполняется нажатием на клавишу стопа и подъёма кассеты, до сброса нажатых клавиш, при повторном нажатии на эту же клавишу происходит подъём кассеты. Кнопка, расположенная па микрофоне, позволяет дистанционно управлять включением и выключением магнитофона, что дает возможность использовать его в репортерских целях. Продолжительность работы от одного комплекта свежих элементов типа А-343 не менее 10 часов, при цикличной работе не более двух часов в сутки.

Портативные кассетные магнитофоны "Электроника-321" и "Электроника-322.
Магнитофоны разработаны на базе лентопротяжного механизма аппарата ""Весна-305"". В новых магнитофонах модернизирован привод фрикциона приёмного узла, установлены направляющие стойки для малогабаритных кассет и фиксаторы блока магнитных головок в вертикальном направлении. В магнитофоне серии ""321"" применён встроенный электронный микрофон, ручная и автоматическая регулировка уровня записи, тонкомпенсированная регулировка громкости, громкоговоритель типа 1ГД-40. Аппараты могут питаться от сети переменного тока, от бортовой сети автомобиля и от семи элементов А-343. Магнитофон ""Электроника-322"" отличается тем, что вместо встроенного, в нём применён выносной микрофон типа МД-64М. Основные технические характеристики МГ: Магнитная лента - А4203-3. Скорость ленты - 4,76 см/с. Коэффициент детонации ±0,35 %. Максимальная выходная мощность, Вт - 1,8. Рабочий диапазон частот на ЛВ, Гц 40...10000, громкоговорителе 100...8000. Габариты, мм - 296х220х75. Вес, кг 3,8."

Кассетные магнитофоны "Электроника-323/1" и "Электроника-324/1".
Нововоронежский завод Алиот. Модели 1981 и 1987 г.
Бытовые носимые кассетные монофонические магнитофоны ""Электроника-323"" и "Электроника-324"" - предназначены для записи и воспроизведения звуковых фонограмм в любых условиях. Встроенный сетевой блок питания, автономное питание от батарей или аккумулятора автомобиля делает магнитофоны универсальными в применении. Из сервисных удобств в моделях имеется АРУЗ и выход сигнала. По электрической схеме и общей конструкции аппараты совпадают, единственное от личие в отсутствии встроенного микрофона в магнитофоне ""Электроника-324"". Заводом с 1987 года выпускались модернизированные модели ""Электроника-323-1"" и ""Электроника-324-1"" мало отличающиеся от базовых. В отдельных сериях модернизированных МГ в предварительные усилители ставили микросхему - ""К118УН"". Иногда модели - частично были схожи с магнитофонами - ""Электроника-321/322"".

Портативный магнитофон "Электроника-211 стерео".
Нововоронежский завод "Алиот". Выпуск с 1983 года.
Переносный кассетный стереофонический магнитофон ""Электроника-211 стерео"" предназначен для записи или воспроизведения звуковых программ с микрофона, приёмника, звукоснимателя, телевизора или другого магнитофона. В нем предусмотрена ручная и автоматическая регулировка уровня записи, имеется автостоп, устройство шумопонижения, раздельные регуляторы тембра,счетчик расхода лен
ты, два встроенных микрофона. Питание модели универсальное: от 8 элементов А-373, бортсети автомобиля или сети переменного тока напряжением - 220/127 В.

Магнитофон "Электроника-311-С"
Нововоронежский завод "Алиот" - Выпуск с 1977 года
Магнитофон соответствует ГОСТ-30838-76 и ТУ-838.005. Он предназначен для записи и воспроизведения стерео и моно фонограмм на стандартных кассетах типа МК-60 от любого источника НЧ сигналов. Магнитофон обеспечивает регулировку тембров по высоким и низким частотам, автоматическое и ручное регулирование уровня записи всех входов, временную паузу движения ленты, стирание записи, возможность визуального и звукового контроля записываемого сигнала.
Для высококачественного прослушивания и расширения стереобазы аппарат комплектуется двумя выносными акустическими системами. Магнитофон выпускали в четырёх вариантах комплектации: 1. С блоком питания и с микрофоном. 2. Без БП и микрофона. 3. С микрофоном но без БП. 4. Без БП и микрофона. В комплектации №1 цена магнитофона ""Электроника-311С"" - 289 рублей.
Усилитель мощности низкой частоты собран на транзисторах ГТ-703 или микросхемах К174УН-7

Портативный кассетный магнитофон "Весна-202"
Запорожский электромашиностроительный завод Искра. Серийное производство модели начато в 1977 году.
Кассетный монофонический магнитофон второго класса ""Весна-202"" (УНМ-12) в отличие от выпускавшихся кассетных магнитофонов второго и третьего классов имеет повышенную выходную мощность усилителя низкой частоты, систему шумоподавления, ручную и автоматическую регулировку уровня записи звука. Контроль уровня записи осуществляется стрелочным индикатором, а остаток магнитной ленты по трехдекадному механическому счетчику. Диапазон рабочих звуковых частот магнитофона составляет 63-10000 Гц. Питается магнитофон ""Весна-202"" от шести элементов - 373. Запись и воспроизведение можно производить при изменениях питающего напряжения в пределах 5,1...9,3 В. Номинальная выходная мощность 1 Вт, максимальная 2,2 Вт.. Коэффициент детонации - 0,4%.
Наружные габариты магнитофона - 296х276х81 мм, его масса - 4,2 кг. Цена - 200 рублей.

Кассетный стереофонический магнитофон "Весна-201-стерео".
Запорожский ЭМЗ Искра. Выпуск модели с 1977 года.
Магнитофон ""Весна-201стерео"" (УПМ-14) это стационарно-переносной кассетный звукозаписывающий аппарат второго класса с универсальным питанием. Магнитофон работает на собственный громкоговоритель как монофонический, а на выносные АС как стереофонический. Полоса воспроизводимых звуковых частот на выносных АС 63...10000 Гц. Номинальная выходная мощность усилителей на собственную АС - 0,8 Вт, на выносные АС 2х3 Вт. Питание 12 вольт от 8 элементов 373 или от сети переменного тока 127/220 в через отдельный блок питания. Потребляемая мощность 30 Вт. Габариты магнитофона - 367х224х100 мм. Его вес 4,7 кг. В преддверии олимпийских игр 1980 года, с начала 1978 года к наименованию магнитофона добавили атрибут ""олимпийский"". Соответственно увеличилась и стоимость магнитофона. До 1978 года пластмассовый футляр магнитофона по бокам и сзади наверх был оклеен декоративной плёнкой под дерево, а с 1978 года он стал выпускаться только лишь в пластмассе, с добавлением алюминиевого оформления.

Портативный кассетный магнитофон "Весна-202-1"
Запорожcкий электромашиностроительный завод Искра. Производство магнитофона начато в 1983 году.
С 1 июля 1983 года к магнитофону ""Весна-202"" был применён ГОСТ 24863-81 а если проще, то магнитофон стал не второго класса, а второй группы сложности, в связи с чем он был переименован в модель ""Весна-202-1"". Никаких заметных конструктивных или схемных изменений он не претерпел, разве что бесколлекторный электродвигатель был заменён коллекторным, хотя впрочем впоследствии ставились и те и другие. Кассетный монофонический магнитофон ""Весна-202-1"" тип УНМ-12 имеет повышенную выходную мощность, систему шумоподавления, ручную и автоматичес
кую регулировку уровня записи. Контроль уровня осуществляется стрелочным индикатором, а расход магнитной ленты трехдекадным механическим счётчиком. Диапазон рабочих звуковых частот магнитофона 63...12500 Гц. Питается магнитофон от 6 элементов 373. Запись и воспроизведение производится при изменениях питающего напряжения от 5,1 до 9 В. Максимальная выходная мощность 2 Вт. Коэффициент детонации 0,4%. Габариты магнитофона 296х276х81 мм, вес 4,2 кг. Цена 195 рублей.

Портативный кассетный магнитофон 2-го класса "Весна-207-стерео"
Запорожский электромашиностроителный завод Искра. Вып. 1982 г.
Магнитофон предназначен для записи на магнитную ленту стереофонических речевых и музыкальных программ и их последующего воспроизведения в монофоническом режиме через встроенный усилитель с громкоговорителем и в стереофоническом через уку. В лпм использован бесконтактный электродвигатель БДС-0,14М. Имеется отключаемая система шумопонижения, автоматический перевод лпм в режим стоп при выключении питания и при окончании ленты в кассете или из-за неисправности кассеты. Предусмотрена автоматическая регулировка уровня при записи. Имеются индикаторы пиковых перегрузок, электретный микрофон, счетчик расхода магнитной ленты с устройством память, переключатель типа магнитной ленты. Питается аппарат от 6 батарей 373, 7 - А-343 или от сети 220 в. через встроенный выпрямитель.

Кассетный стереофонический магнитофон второго класса "Весна-211-стерео"
Запорожский электромашиностроительный завод Искра. Выпуск с 1978 года.
Аналогичный по виду, конструкции и параметрам магнитофон под маркой ""Россия-211-стерео"", производило с 1979 года Челябинскиое ПО - ""Полёт"".
Магнитофон ""Весна-211-стерео"" разработан на основе модели ""Весна-201-стерео"" и отличается от неё внешним оформлением и наличием таких эксплуатационных удобств как; полный автостоп, а так же контроль уровня записи по пиковым индикаторам, на светодиодах. Имеется устройство шумопонижения и счетчик расхода ленты. Магнитофон может работать на встроенный громкоговоритель ""2ГД-40"" или на выносные громкоговорители ""6АС-503"", в каждом из них установлены по 2 головки типа 4ГД-35. Питание от электросети или от восьми элементов 373. В 1979 году магнитофон выпускался с наименованием Весна-211-1-стерео ничем не отличавшийся от базового.

Портативный кассетный магнитофон "Весна М-212 С-4"
Выпуск налажен с 1989 года Запорожские завод магнитофонов Весна и электромашиностроительный завод Искра.
Магнитофон ещё именовался как ""Весна-212-4С"" и ""Весна-212 С-4"". Он позволяет записывать на магнитную ленту и воспроизводить через встроенную АС музыкальные и речевые программы от различных источников звуковых программ. В нём имеется автостоп при окончании ленты в кассете или ее заедании, контроль уровня записи по стрелочным, а так же пиковым индикаторам, контроль напряжения питания по стрелочному индикатору, отключаемая система АРУЗ, имеется переключатель типа ленты, трёхдекадный счетчик расхода ленты в кассете, с устройством память, отключаемая система шумопонижения и устройство для расширения стереобазы, улучшающее качество звучания. Магнитофон питается от сети или 8 элементов 373. Цена 365 руб. "

Кассетный стереофонический магнитофон "ИЖ-303-стерео"
Ижевский мотозавод (АО «Аксион»). Выпуск с 1986 года.
Магнитофон предназначен для записи речевых и музыкальных звуковых программ на ленту А4205-ЗБ в кассете МК-60 и последующего их воспроизведения. В нём предусмотрена ручная и автоматическая регулировка уровня записи, автостоп при обрыве и окончании ленты в кассете, имеются счетчик расхода ленты с устройством память,стрелочные индикаторы уровня записи, система шумопонижения. К аппарату можно подключить внешние АС и головные телефоны ТДС-9,ТДС-6. Питание универсальное: от 6 элементов А343 Салют-1 или от электросети. Скорость ленты 4,76 см/с. Коэффициент детонации: ±0,35 %. Номинальная выходная мощность - 2х1 Вт. Рабочий диапазон звуковых частот - 63...10000 Гц.
Относительный уровень шумов и помех с СШП -56 дБ. Размеры 442х217х116 мм. Вес 5 кг. Цена 285 р.

Магнитофон-приставка стерео "Агидель МП-302-С"
Уфимское Приборостроительное ПО Производство магнитофона начато в 1990 году. Магнитофон до линейного выхода является монофоническим. Стерео-программы можно прослушивать на стереотелефоны. По конструкции и техническим характеристикам магнитофон схож с магнитофоном ""Элегия-301"", однако их схемы разные.

Продолжение следует...

Магнитофоны вновь набирают популярность как альтернатива прочим аналоговым проигрывателям, что неудивительно на фоне довольно неожиданного компакт-кассет в моду. Конечно, формат всегда пользовался особым почетом в узких кругах экспериментальной электроники. Но с недавних пор на пленке начали выходить и релизы, занимающие верхние строчки мейнстримовых чартов.

Однако, ни для кого не секрет, что сегодня производители практически не уделяют внимания кассетным декам. Достаточно будет сказать, что нам не удалось найти на рынке ни одной современной модели непортативного проигрывателя. Но, к счастью, кассетный формат оставался популярным вплоть до конца 90-ых, и с тех времен осталось полно приличных и доступных по цене вариантов.

Разумеется, в основном их можно найти на Avito . Помимо этого, попытать удачу можно на Meshok или других схожих российских интернет-аукционах. Не стоит забывать и о западных площадках, вроде Ebay или Yahoo! Japan, но цены за доставку дек с этих площадок в большинстве случаев кусаются. Некоторые ритейлеры подержанных аудиосистем также продают магнитофоны, цена на них конечно будет чуть выше, но это компенсируется наличием гарантии, что явно не помешает при использовании винтажных моделей.

Приобретая магнитофон, следует помнить, что это довольно сложное механическое устройство, и чем больше ему лет – тем большая вероятность износа какой-либо из многочисленных деталей. Особенно актуален этот совет на фоне того факта, что даже новейшие модели, представленные в этом списке, датируются серединой 90-ых. Впрочем, здесь все зависит от ухода за аппаратурой – благодаря должному обращению, сохранить функциональность удалось многим дошедшим до нас винтажным моделям. В идеале, перед приобретением деки не помешало бы её протестировать, особенно если её нельзя будет вернуть в случае неисправности. Все, кто пользовался кассетными проигрывателями, знают, что они могут сотворить с кассетой при заедании или поломке.

Большинство самых популярных моделей магнитофонов было произведено в Японии, которая славится надежностью и ремонтопригодностью своей техники. Это объясняет наличие большого количества рабочих раритетных моделей на интернет-площадках, которые ничуть не сбавляют в плане звучания после реставрации, но существенно сбавляют в цене. Но, конечно, только если ремонт был выполнен в солидном специализированном сервисе. Ниже перечислено несколько достойных внимания подержанных моделей кассетных дек, широко представленных на сегодняшнем вторичным рынке.

Akai DX-57

Цена: ~7000-12000₽

Сейчас данная марка в основном известна в среде музыкантов благодаря широкой серии электронных инструментов, но раньше компания Akai специализировалось на магнитофонах, в том числе и на катушечных. Трехголовочный DX-57 пришел к нам из начала девяностых и оснащен ¼ дюймовым разъемом для наушников и регулятором тока подмагничивания для работы с разными видами пленки. Также стоит отметить, что в сравнительном тестировании, проведенном авторитетным изданием What Hi-Fi , он превзошел почитаемый многими аудиофилами Sony WM-DC6 Walkman Pro по всем показателям.

Denon DR-M24HX

Цена: ~9000₽

Спустя годы Denon всё ещё не потеряли своего статуса одного из наиболее надежных производителей аудиотехники. Хотя с момента выпуска Denon DR-M24HX в конце 80-х, компания больше известна благодаря стереоусилителям достаточно неплохого качества. Эта популярная среди ценителей кассетного формата модель может похвастаться тремя магнитными головками, возможностью полной ручной настройки и стабилизированным приводным механизмом. Системы шумопонижения Dolby B и C позволяют избавиться от характерного шипения во время прослушивания, а приводной ремень легко поддается замене и его без проблем можно найти онлайн.

Denon DRS-810

Цена: ~5000-9000₽

Более поздняя модель от той же Denon. Своим дизайном DRS-810 напоминает появившиеся к тому времени CD-плееры, что должно было прийтись по вкусу энтузиастам грядущей цифровой эры. Подобно CD-дискам, кассеты помещались в этот магнитофон горизонтально, и за процессом проигрывания нельзя было наблюдать через прозрачное окно в дверце кассетного отсека. Изначально эта модель шла в комплекте с пультом дистанционного управления, но сейчас их практически невозможно найти. Помимо этого, DRS-810 оснащена системами шумопонижения Dolby B и C, а также системой динамического подмагничивания с регулятором тока. Правда, последний не очень удобен в применении.

JVC TD-V662

Цена: ~8000-12000₽

Этот достойный представитель рода кассетных дек 1993 года выпуска не нуждается в излишествах вроде кассет на основе диоксида хрома или металлических порошков для достойного качества записи и звучания; он отлично показывает себя при работе с обычными кассетами на основе гамма-оксида железа, и станет идеальным вариантом для тех, кто планирует прослушивать с его помощью только кассеты с предзаписанной музыкой (т.е., кассетные релизы тех или иных исполнителей). Отсек для кассеты размещен в центре корпуса, что придает модели вящего стиля. Помимо привычного ¼ дюймового разъема для наушников и систем Dolby B, C и HX Pro, в конструкцию деки входит разъем CD Direct, обеспечивающий идеальное соотношение сигнала и шума во время записи. Ранее JVC считались одним из передовых представителей сферы видео- и аудиотехники, и до сих продолжают выпускать наушники, бумбоксы и видеокамеры. И, не исключено, что по прошествии лет магнитофоны этой марки сохранились лучше прочих аналогов.

Pioneer CT-S740S

Цена: ~13000-17000₽

Pioneer Japan имеет легендарную репутацию в плане качества своей техники. И время от времени компании удавалось выпускать не только надежные, но и прилично звучащие модели – как, например, CT-S740S. Впервые вышедшая в свет в 70-ые, она выдержала конкуренцию с магнитофонами Nakamichi, которые в то время считались эталоном кассетного мира. Снабженная Dolby S – вершиной систем шумопонижения, гарантировавшей максимальное качество кассетной записи – эта дека стала главной победой Pioneer над пленочным шумом. В силу культового статуса, CT-S740S редко появляется в продаже онлайн, но здесь всё зависит от терпения и удачи.

Sony TC-K611S

Цена: ~11000-15000₽

В своё время Sony не зарекомендовала себя как самый надежный производитель домашних кассетных проигрывателей. Но выпущенная в 1994 году TC-K611S стала одной из немногих удачных попыток компании заявить о себе на этом поприще. В данном случае для более высокого качества записи потребуются кассеты на основе диоксида хрома или металлических порошков. Таким образом, это не лучший вариант для тех, кто планирует использовать магнитофон исключительно для прослушивания. Но для энтузиастов домашней записи данная дека станет одним из лучших вариантов на рынке. Поспособствуют этим целям три магнитные головки, шумопонижение Dolby S и возможность дистанционного управления – опять же, если повезет раздобыть пульт.

Yamaha KX-300

Цена: ~5000₽

Материальный отголосок эпохи 80-ых, произведенный компанией, которая по прошествии лет осталась верна своему делу. Собранный в Японии KX-300 снабжен головками из аморфных металлов, обеспечивающих безукоризненное качество звука. Почтенный возраст этих магнитофонов зачастую может говорить о необходимости замены приводного ремня. К счастью, как показывает практика, их не так уж сложно найти и приобрести по приемлемой цене. Относительно простое устройство деки включает в себя две магнитные головки, весь набор систем шумопонижения и функцию удаленного управления. Но ключевой особенностью модели является система автоматической калибровки ленты, что позволит добиться наилучшего качества записи на кассеты любого типа.

Nakamichi BX-125E

Цена: ~10000-15000₽

Незыблемый гигант в сфере кассетных проигрывателей, компания Nakamichi когда-то выпускала модели с лучшим звуком в данной нише. В этом свете, день, в который CD-плееры окончательно пришли на замену магнитофонам, стал трагической датой для многих аудиофилов. Нельзя сказать, что BX-125E была наиболее выдающейся декой компании, но она являла собой сочетание проверенной временем репутации и солидного качества звучания. Бонусом к этому служит внешний стиль модели – чего стоят только ползунки на правой части панели. Вместе с тем, в плане дополнительных функций BX-125E не отличался от ближайших аналогов в сходном ценовом сегменте. Но в отличие от блеклого качества звука большинства кассетных проигрывателей, мелодии, разносящиеся из Nakamichi, действовали попросту окрыляюще.

Кассетный магнитофон – это электромеханическое устройство. Оно предназначено для записи различных звуков, песен, концертов на магнитные носители. Ими могут быть лента или проволока, барабаны или диски и прочие. Магнитофоны разделяются на звуковые (те, которые предназначены для записи звука) и на записывающие видеосигнал. Последние называются видеомагнитофонами. В данной статье представлена информация о кассетных магнитофонах в СССР. Какими же они были?

Портативный кассетный магнитофон «Электроника-302»

Этот магнитофон производился в СССР вплоть до 1984 года. Основным заводом, выпускающим устройство, был московский «ТочМаш». Кассетный магнитофон СССР был предназначен для записи и воспроизведения звука при помощи магнитной ленты. Такая лента чаще всего содержалась в специальных кассетах, благодаря которым устройство и получило свое название.

Магнитофон «Электроника-302» является усовершенствованной моделью «Электроники-301», отличаясь от своего «предка» немного другими ползунковыми регуляторами и усовершенствованным внешним видом. Устройство было не таким уж легким, его вес составлял 3,5 килограмма, что не мешало советской молодежи сходить по нему с ума: ведь машинку можно было взять с собой на пикник и долго слушать свои самые любимые песни.

Кассетный магнитофон «Весна»

На заводе «Коммунист» в начале 70-х годов прошлого века подготовили к производству хороший портативный кассетный магнитофон. Однако его выпуск почему-то не спешили начинать. И тогда в 1971 году Запорожский электромашиностроительный завод «Искра» начал выпускать более упрощенную модель под названием «Весна-305». На следующий год запустили в оборот ее преемницу – «Весну-306». От своей предшественницы первые кассетные магнитофоны СССР «Весна-306» отличалась только двухскоростной лентой, в то время как на 305-й модели была односкоростная.

Преимуществами «Весны» было низкое потребление двигателями тока, что позволяло экономить электроэнергию. Также этот магнитофон мог переключать скорость передвижения ленты электрическим путем. Таким образом, был упрощен механизм работы устройства. Также в моделях «Весна» лучше и стабильней работал лентопротяжный механизм. Кассетный магнитофон так полюбился советским жителям, что, собираясь в дорогу, они обязательно брали его с собой. В походах, на пикниках и на речке он сопровождал своих хозяев веселой и задорной музыкой.

Кассетный магнитофон «Романтик»

Этот магнитофон обзавелся отсеком для кассет лишь в 80-х годах. Иметь такое устройство в те времена считалось очень почетно: в основном, его использовали для того, чтобы слушать музыку во дворе. Владелец «Романтика» автоматически становился звездой двора, с ним все хотели дружить, чтобы иметь возможность попросить поставить любимую песню.

Самый первый кассетный магнитофон в СССР из этой серии – «Романтик-306». Это устройство весило 4 килограмма 300 граммов и отличалось прочностью и надежностью. А вот его преемник «Романтик-201-стерео» весил уже 6,5 кг, но зато отличался очень качественной акустической системой. Был выпущен в производство в 1984 году. Последний «Романтик» выпустили в 1993 году.

Надежный «Маяк»

Советские кассетные магнитофоны «Маяк» сошли с конвейера одноименного киевского завода. Очень популярной была модель «Маяк-233-стерео». Ее производство было начато в 1988 году. Модель отличалась своей красотой и удобством. Передняя панель устройства была сделана из толстого алюминия, у магнитофона были металлические кнопки. «Маяк» мог похвастаться наличием усилителя мощности, что позволяло, подключив колонки, добиться акустического звучания. Он умел работать с тремя типами ленты, и при завершении прослушивания кассеты автоматически останавливался.

Впервые стандарт аудиокассет появился в мире в 1963 году в Японии, затем в США и Европе.

Первые залетные магнитофоны с аудиокассетами в СССР появились в середине 60-х, как заграничная диковинка.

С налаживанием выпуска отечественной аудиотехники к концу 60-х появились и советские аудиокассеты, но до конца 80-х купить «импортную» магнитофонную кассету в СССР было проблематично, но все же возможно.


Производство советских кассет началось одновременно с выпуском кассетных магнитофонов, по историческим данным в 1967 году.

Харьковский завод «Протон» изготовил первую советскую магнитофонную кассету в 1967 году, а затем отечественный кассетник официально сошел с конвейера этого завода в 1969 году и назывался «Десна».

Кассета была предназначена для аудиозаписи и называлась «кассета малогабаритная», временем звучания на 40 минут и стоимостью 4 рубля 50 копеек.

На всех советских аудиокассетах стояло обозначение МК (Магнитофонная кассета) и указывались время звучания и номер модификации, например МК-60-1 или МК-60-2.

С музыкальными записями магнитофонные кассеты в СССР выпускались на Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» и также в бывших советских республиках Прибалтики.
Сырье, то есть ленту для советских аудиокассет, закупали из стран восточной Европы, в том числе из ГДР.

В СССР мы долгие годы не имели возможность произвести качественную запись на отечественных магнитофонных кассетах вплоть до начала 80-х годов. Хотя стерео-кассетники уже выпускались в СССР с начала 70-х годов, но были товаром «нарасхват».

Кроме того, стерео-кассетники и аудиокассеты к ним в СССР были невысокого качества. Можно было приобрести импортную продукцию в магазинах Внешпосылторга и в комиссионках, а также с рук у «фарцовщиков», но это были очень небюджетные траты, которые далеко не каждый честный гражданин СССР мог себе позволить.

Впервые «выбросили» на советские прилавки импортные аудиокассеты в 80-м году в год Олимпиады. Цена их была более чем в два раза выше стоимости советской аудиокассеты.

К примеру, аудиокассета SONY продавалась по 9 рублей. Но их тогда, по словам очевидцев, «смели» с прилавков любители хорошей музыки и, конечно, «фарцовщики», придержав товар, они сумели продать его еще дороже чуть позже.

Бум магнитофонных кассет в СССР пришелся на 80-е—90-е годы, когда тиражирование пиратской аудиопродукции приносило огромный доход, значительно больший, чем отечественному издательскому шоу-бизнесу.

Продажа велась во всех кооперативных магазинах, ларьках, на вокзалах. СD носители, появившиеся на закате СССР в начале 90-х, первое время еще не могли конкурировать с огромным количеством раскупаемых аудиокассет.

Кассеты не исчезли как класс и в наши дни, до сих пор многие бережно хранят свои аудиозаписи еще «постсоветского» времени, имея возможность их воспроизведения в старых аудио магнитофонах и даже магнитолах в автомобилях прошлого поколения.

Виктория Мальцева



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта